Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 июня 2019 г. N Ф10-1979/19 по делу N А14-10565/2017

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Оценив действия Администрации в соответствии с положениями статьи 10 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно указал, что такие действия очевидно и значительно отклоняются от ожидаемого поведения арендодателя, учитывающего права и законные интересы арендатора, поскольку нарушают принципы определения арендной платы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, как направленные исключительно на причинение имущественного вреда арендатору.

Кроме того, как правомерно указал суд области, муниципалитет как публичный собственник должен соблюдать, как того требуют статьи 1, 2, 17, 18, 19, 54, 55, 57 Конституции РФ, принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям публичных органов и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение арендатора, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях, в связи с чем, перерасчет арендной платы с 01.01.2015 на основании решения Комиссии от 16.10.2015 N 67 в III квартале 2016 года не соответствует вышеприведенным принципам, а также положениям статьи 4, пункту 2 статьи 6 ГК РФ.

Более того, как верно отметил суд области, сведения о результатах оспаривания Администрацией кадастровой стоимости земельного участка, выразившиеся в решении Комиссии от 16.10.2015 N 67, в 2015 в ЕГРН внесены не были, поскольку в данных государственного кадастрового учета наличествовали сведения, основанные на решении Комиссии от 05.08.2015 N 39, и уже впоследствии исключены как ошибочные с заменой на решение Комиссии от 16.10.2015 N 67.

При этом, относительно применения Администрацией Кп, равного 2,5 и 100, суд области обоснованно указал на то, что Решение Воронежской городской Думы от 17.06.2015 N 1823-III в части введения и применения поправочного повышающего коэффициента Кп в формулу расчета годового размера арендной платы за земельные участки в отношении конкретно ООО "Танаис" используется Администрацией непосредственно при рассмотрении настоящего дела, а вопрос о правомерности применения решения Воронежской городской Думы от 17.06.2015 N 1823-III к ООО "Танаис" и соответственно нарушения прав ООО "Танаис" указанным решением Воронежской городской Думы до вынесения решения арбитражного суда по настоящему делу еще не был решен, в связи с чем, признание нормативного правового акта недействующим после указанной судом общей юрисдикции даты исключает возможность его применения для определения размера взыскиваемой в судебном порядке арендной платы, несмотря на то, что требование Администрации относится к периоду до указанной судом общей юрисдикции даты.

При таких обстоятельствах, суд области исходя из неоспоренного истцом контррасчета ответчика, подготовленному без учета изменения кадастровой стоимости земельного участка с 261 583 руб. 44 коп. на 74 755 000 руб. 00 коп. и без применения Кп (равного 2,5 и 100), и представленного обществом платежного поручения N 3630 от 26.03.2018 на сумму 4346 руб. 18 коп. пришел к правильному выводу, что задолженность по арендной плате у ООО "Танаис" перед Администрацией за период с 01.01.2015 по 25.08.2016 отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения первоначального иска Администрации не имеется.

Вместе с тем, общество, заявляя встречный иск со ссылкой на пункт 3 статьи 179 ГК РФ и злоупотребление правом со стороны Администрации просит признать недействительной сделку одностороннего изменения размера арендной платы от 24.05.2017 в силу ее кабальности, указанной сделкой ответчик квалифицирует претензию Администрации от 24.05.2017 N 7799099.

Суд области, отказывая во встречных требованиях общества, исходя из положений пункта 1 статьи 166, пункта 1 статьи 168, пункта 3 статьи 179 Гражданского кодекса РФ, учитывая, что оспариваемый договор аренды заключен 04.06.2014, а претензия датирована 24.05.2017, правомерно указал, что претензия Администрации от 24.05.2017 N 7799099 является формой реализации истцом права и исполнения обязанности в рамках досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора и не отвечает признакам односторонней сделки, а изменение базовых показателей расчета арендной платы по договору аренды, к которому применимы положения действующего законодательства о регулируемой цене, не может рассматриваться как кабальная сделка, поскольку возможность такого изменения заложена в самом характере цены по договору, при этом критерий вынужденного совершения сделки вследствие стечения тяжелых обстоятельств, обязательный для кабальной сделки, отсутствует."