г. Калуга |
|
25 июня 2019 г. |
Дело N А14-9645/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Северная Корона" (г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 25/7, ИНН 3662104173, ОГРН 1053600499776): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08 ноября 2018 года (судья Попова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 года (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-9645/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Северная Корона" (далее - ООО УК "Северная Корона", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - инспекция, ГЖИ Воронежской области) от 23.05.2017 N 04-31/206.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2018 года, заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции от 23.05.2017 N 04-31/206 признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные предписанием от 23.05.2017 N 04-31/206 нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2018 года решение Арбитражного суда Воронежской области и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
После нового рассмотрения решением Арбитражного суда Воронежской области от 08 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции от 23.05.2017 N 04-31/206 признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные предписанием от 23.05.2017 N 04-31/206 нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу ООО УК "Северная Корона" не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.12.2015 между ООО УК "Северная Корона" и собственниками многоквартирного жилого дома N 25/2 по ул. Владимира Невского г. Воронежа заключен договор управления.
В связи с обращением граждан на основании приказа ГЖИ Воронежской области от 02.05.2017 N 2113 в отношении ООО УК "Северная Корона" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы за содержание жилого помещения жителям многоквартирного жилого дома N 25/2 по ул. Вл. Невского г. Воронежа.
Результаты внеплановой выездной проверки зафиксированы в акте проверки от 23.05.2017 N 04-29/391.
По результатам проверки инспекцией выдано предписание от 23.05.2017 N 04-31/206, которым обществу предписано в срок до 30.06.2017: провести перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 25/2 по ул. Владимира Невского г. Воронежа за февраль, март 2017 года, исходя из норматива, утвержденного приказом Управления по государственному регулированию тарифов N 39/1 в ред. от 28.07.2016, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства; производить определение размера платы за холодную воду, электрическую энергию, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 25/2 по ул. Владимира Невского г. Воронежа, с учетом приказов УРТ N 39/1 (ред. 28.07.2016) и ДЖКХиЭ N 105 в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства.
Ссылаясь на то, что указанное предписание инспекции является незаконным и нарушает права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого предписания инспекции от 23.05.2017 N 04-31/206.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период; далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период)).
Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений данного постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, с 01.01.2017 и до утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме действует переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
В случае отсутствия таких нормативов правовое значение для спорных правоотношений (за февраль, март 2017 г.) имеют нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, а плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме не должна их превышать (может быть менее соответствующих нормативов).
Как установлено судами, по состоянию на 01.11.2016 на территории Воронежской области действовал приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1 "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области" (далее - приказ УРТ N 39/1) в редакции от 28.07.2016.
Согласно подпункту 2 таблицы 1 приложения N 2 к приказу УРТ N 39/1 в редакции от 28.07.2016 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном лифтами, составляет 1,51.
Инспекцией выявлено, что общество при определении объема электрической энергии, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 25/2 по ул. Владимира Невского г. Воронежа за февраль, март 2017 года, применило норматив, не утвержденный приказом УРТ N 39/1 в редакции от 28.07.2016, а именно: вместо норматива 1,51 применен норматив 1,75, а также неправомерно произвело доначисление в столбце "перерасчет" в платежном документе за февраль 2017 года (обоснование доначисления на проверку не представлено).
Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность произвести перерасчет соответствующей платы, исходя из норматива, утвержденного названным приказом УРТ N 39/1 в редакции от 28.07.2016.
Суды двух инстанций исходили из того, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6 (далее - определение ВС РФ от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6) приказ УРТ N 39/1 в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24.09.2015 N 47/7, и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19.11.2015 N 52/1 признан недействующим с даты вступления в законную силу данного определения, поскольку исчислен на основании пункта 3 приложения к приказу УРТ N 39/1 в редакции от 24.09.2015 без учета площадей технических этажей, чердаков, подвалов.
Суды указали, что в соответствии с подпунктом 2 таблицы 1 приложения N 2 к приказу УРТ N 39/1 в редакции от 19.11.2015 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном лифтами, составляет 1,51, то есть является таким же, что и норматив, установленный в подпункте 2 таблицы 1 приложения N 2 к приказу УРТ N 39/1 в редакции от 28.07.2016, который, в свою очередь был отменен определением ВС РФ от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств, учитывая, что норматив, установленный в подпункте 2 таблицы 1 приложения N 2 к приказу УРТ N 39/1 в редакции от 28.07.2016, тождественен нормативу в редакции от 19.11.2015 и исчислен по аналогичной формуле без учета площадей технических этажей, чердаков, подвалов, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности пункта 1.1 обжалуемого предписания инспекции.
Кроме того, инспекцией в ходе проверки установлено, что общество при определении объема холодной воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 25/2 по ул. Владимира Невского г. Воронежа за февраль 2017 года, неправомерно произвело доначисление в столбце "перерасчет" (обоснование доначисления на проверку не представлено), в связи с чем пунктом 1.2 предписания на общество возложена обязанность производить определение размера платы за холодную воду, электрическую энергию, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 25/2 по ул. Владимира Невского г. Воронежа, с учетом приказов УРТ N 39/1 (ред. 28.07.2016) и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Воронежской области" (ДЖКХиЭ N 105) в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суды установили устранение выявленного нарушения на дату вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом была произведена корректировка ошибочного доначисления в феврале 2017 года сумм по услугам холодного водоснабжения и электроэнергии на содержание общего имущества.
Данные выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ). Кроме того, вопреки доводам жалобы пунктом 1.2 предписания обязанность по возврату потребителям излишне полученных денежных сумм на общество не возлагалось.
Учитывая изложенное, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает их законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 08 ноября 2018 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 года по делу N А14-9645/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2019 г. N Ф10-1238/18 по делу N А14-9645/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1238/18
19.04.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1238/18
22.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8530/17
08.11.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9645/17
23.05.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1238/18
06.02.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8530/17
19.10.2017 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9645/17