г.Калуга |
|
25 июня 2019 г. |
Дело N А14-18328/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Николаевой Н.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" (г.Воронеж, ул.Космонавтов, д.6"Г"): Кузьмич Н.О. - представитель по доверенности от 09.01.2019;
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (г.Воронеж, ул.Кирова, д.6"А"): Меньшикова В.С. - представитель по доверенности 16.04.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу ГЖИ Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2018 (судья Попова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу А14-18328/2018,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, Инспекция) о признании недействительным предписания от 10.08.2018 N 04-31/210.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2018 по делу N А14-18328/2017 требования заявителя удовлетворены. Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области 10.08.2018 N 04-31/210: пункт 1 в части перерасчета платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД N 66 по ул.Кривошеина г.Воронежа, за февраль - июнь 2018 года, применив площадь мест общего пользования - 1 275,0 кв.м; пункт 2 в части производить начисление платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества, применяя площадь мест общего пользования - 1 275,0 кв.м. На Государственную жилищную инспекцию Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ГЖИ Воронежской области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Управляющая компания Советского района" письменным мотивированным отзывом оспорило доводы кассационной жалобы, настаивая на законности и обоснованности принятого решения и постановления.
В настоящем судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, стороны изложили свои позиции.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, что на основании приказа ГЖИ Воронежской области от 17.07.2018 N 2963 в отношении открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД N 66 по ул.Кривошеина г.Воронежа за февраль - июнь 2018 года, по результатам которой составлен акт от 10.08.2018 N 04-29/457.
В связи с выявлением нарушений обществу было выдано предписание от 10.08.2018 N 04-31/210, в соответствии с которым ОАО "Управляющая компания Советского района" необходимо в срок до 01.10.2018 провести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД N 66 по ул.Кривошеина г.Воронежа за февраль - июнь 2018 года, исходя из норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества 1,19 квтч/к.м в соответствии с Приказом УРТ N 21/1, применив площадь мест общего пользования - 1 275,0 кв.м.
ОАО "УК Советского района" не согласилось с предписанием от 10.08.2018 регистрационный N 04-31/210 в части перерасчета размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества с применением площади мест общего пользования - 1 275,0 кв.м, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд первой инстанции, с выводами которого согласилась и апелляционная коллегия, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что ГЖИ Воронежской области не представлено бесспорных доказательств правомерности применения в расчетах площади мест общего пользования - 1 275,0 кв.м. Суды также указали, что ГЖИ Воронежской области не приняло надлежащих мер по устранению противоречий между представленными документами и сведениями (техническим паспортом МКД, справкой БТИ Советского района г.Воронежа от 14.06.2018 N б/н и характеристикой жилого дома, актом осмотра от 20.12.2017), не провела выездную проверку в целях подтверждения/исключения фактического наличия техэтажа, в котором расположены инженерные коммуникации, подвала, их площади, в целях установления действительных показателей.
Суд округа не находит оснований для отмены либо изменения состоявшихся судебных актов, учитывая следующее.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
С 01.01.2017 в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией, согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
В силу статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, поименованное в данной статье.
В пункте 24 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, который и раскрывает состав технической документации на многоквартирный дом (далее - Правила N 491).
Кроме того, перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пункте 26 Правил N 491 и пункте 1.5 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые содержат перечень технической документации долговременного хранения и документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.
В соответствии с пунктом 1.5.1 Правил N 170 в состав технической документации длительного хранения входят: а) план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; б) проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; в) акты приемки жилых домов от строительных организаций; г) акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; д) схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; е) паспорта котельного хозяйства, котловые книги; ж) паспорта лифтового хозяйства; з) паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; и) исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Основой для определения состава общего имущества многоквартирного дома являются данные государственного технического учета и инвентаризации жилищного фонда.
Технический паспорт здания содержит следующие сведения, необходимые для определения состава общего имущества многоквартирного дома: строительный объем здания; число лестниц, их уборочная площадь; уборочная площадь коридоров и мест общего пользования; площадь здания (с лоджиями, балконами, шкафами, коридорами и лестничными клетками); общая площадь квартир; физический износ здания; описание конструктивных элементов здания: фундамента, капитальных стен, перегородок, перекрытий, крыши, внутреннего сантехнического и электротехнического оборудования, крылец и прочих элементов. Документы технического учета здания являются важнейшим источником сведений об общем имуществе многоквартирного дома.
В пункте 8 "Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, указано, что техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 была утверждена "Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".
Исходя из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 следует, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Судами на основе анализа материалов проверки установлено, что Инспекция пришла к выводу о том, что надлежащий размер площади МКД составляет 1 275 кв.м, исходя из справки БТИ от 14.06.2018.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ данную справку в совокупности с иными доказательствами, суды отметили следующее. БТИ Советского района г.Воронежа в указанной выше справке сообщает, что актуальными сведениями о площади многоквартирного дома, расположенного по адресу г.Воронеж, ул.Кривошеина, д.66 не располагает. Приведенный размер площади 1 275 кв.м соответствует данным инвентаризационного дела по состоянию на 19.06.2015. Одновременно иные представленные в материалы дела доказательства: технический паспорт, справка характеристика спорного многоквартирного дома и акт от 20.12.2017 содержат данные, в соответствии с которыми площадь техэтажа и подвала составляют 2 245,8 кв.м и 2 049,5 кв.м соответственно.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Складывающаяся арбитражная практика исходит из того, что предписание должно обладать признаками конкретности и исполнимости, а также должно содержать информацию о тех мероприятиях, которые должны быть проведены субъектом предпринимательской деятельности в целях устранения выявленных нарушений.
Суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что ГЖИ Воронежской области, выдавая оспариваемое предписание, не основывалось на достоверных и однозначных доказательствах, свидетельствующих о том, что площадь многоквартирного дома, расположенного по адресу г.Воронеж, ул.Кривошеина, д.66, составляет именно 1 275 кв.м.
Избранная заявителем кассационной жалобы позиция, относительно которой инспекции не требовалось устанавливать на основе достоверных и однозначных доказательствах площадь мест общего, не может быть принята во внимание, поскольку противоречит общей сути проводимых контрольных мероприятий и самой сути предписания как ненормативного акта, содержащего требование, соответствующее реальной обязанности общества.
В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о недействительности предписания от 10.08.2018 N 04-31/210 пункта 1 в части перерасчета платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД N66 по ул.Кривошеина г.Воронежа, за февраль - июнь 2018 года, применив площадь мест общего пользования - 1 275,0 кв.м; пункта 2 - в части производить начисление платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества, применяя площадь мест общего пользования - 1 275,0 кв.м.
Одновременно справедливо отмечено, что Инспекция не была лишена возможности проводить дополнительные мероприятия с целью установления действительной площади спорного многоквартирного дома, однако не приняла надлежащих мер по устранению противоречий между существующими сведениями и получению актуальной информации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу N А14-18328/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 следует, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2019 г. N Ф10-2406/19 по делу N А14-18328/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-808/19
25.06.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-808/19
25.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2406/19
05.04.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-808/19
20.12.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18328/18