г.Калуга |
|
26 июня 2019 г. |
Дело N А84-1514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
cудей |
Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" - не явились, извещены надлежаще;
от Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 (судьи Голик В.С., Градова О.Г., Малышева И.А.) по делу N А84-1514/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее по тексту - ГУПС "УК "Север") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Главному управлению государственного жилищного надзора города Севастополя (далее по тексту - Госжилнадзор) о признании незаконным и отмене предписания N 20.10-10-ВЗ/18/219-ПР от 16.03.2018.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ГУПС "УК "Север" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по настоящему делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов судов об управлении ГУПС "УК "Север" многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Севастополь, с. Верхне-Садовое, улица Севастопольская дом N 74, неправильное применение судами норм материального права, а также имевшим место нарушениям при проведении внеплановой проверки.
Стороны в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в кассационной жалобе, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ГУПС "УК "Север" зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
На основании распоряжения Правительства города Севастополя N 89-РП от 26.02.2015 "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя", которым были определены зоны обслуживания многоквартирных домов (далее по тексту - МКД) на территории города Севастополя, на ГУПС "УК "Север" была возложена обязанность по эксплуатации и содержанию МКД N 74 по улице Севастопольская с. Верхне-Садовое в г. Севастополе.
В рамках проверки коллективного обращения граждан о ненадлежащем содержании общего имущества в МКД N 74 по улице Севастопольская с. Верхне-Садовое в г. Севастополе, издано распоряжение N 20.10-10-ВЗ/18/219 от 13.03.2018 о проведении в период с 12.03.2018 по 16.03.2018 внеплановой выездной проверки при осуществлении ГУПС "УК "Север" лицензионного контроля.
Актом проверки от 16.03.2018 N 20.10-10-ВЗ/18/219 выявлены нарушения управляющей компанией обязательных требований.
16.03.2018 Госжилнадзором в отношении ГУПС "УК "Север" выдано предписание N 20.10-10-ВЗ/18/219-ПР с требованием в срок до 16.04.2018 осуществить перечень мероприятий с целью устранения нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки, а именно: выполнить работы по восстановлению поверхности цоколя по всему периметру многоквартирного дома; устранить повреждение стен, восстановить покрасочный и штукатурный слой стен лестничных маршей подъездов NN 1, 2; провести ревизию электропроводки на лестничных клетках в подъездах NN 1, 2; устранить неисправности входной двери в подъезде N 1, устранить не плотности по периметру дверей, обеспечить плотность притворов, и самозакрывающиеся устройства; устранять повреждения фасада при входе в подъезд N 1; выполнить теплоизоляцию трубопроводов и арматуры систем отопления и произвести покраску труб в подвальном помещении; обеспечить регулярное проведение дератизации и дезинсекции по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования; обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток в подъездах NN 1, 2.
Не согласившись с вынесенным предписанием, управляющая компания обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций, с учетом положений части 2.3 статьи 161, части 1 статьи 192, часть 2 статьи 196, части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 3, 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании), пришли к правомерному выводу что, при отсутствии в реестре лицензий сведения об адресе многоквартирного дома, фактическое управление которым осуществляет лицензиат, не является безлицензионной деятельностью, следовательно с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении должен осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 установлены требования к содержанию МКД, в том числе, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, центрального отопления и горячего водоснабжения, утеплить противопожарный водопровод; исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках; в соответствии с санитарными нормами и правилами регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях; обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние степ для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен; обеспечивать: нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства дверей; устранять по мере накопления, не допуская дальнейшего развития неисправности заполнении оконных и дверных проемов: неплотности по периметру дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах дверей; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах дверных полотен; дверных полотен; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обеспечить регулярную уборку лестничных клеток, обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя; трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год; обеспечивать эксплуатацию: внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
Исходя из чего, как обоснованно указали суды, на основании лицензии, а также распоряжения Правительства города Севастополя N 89-РП от 26.02.2015 "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" у ГУПС "УК "Север" возникла обязанность по соблюдению стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в том числе по обеспечению надлежащего содержания общего имущества и ремонт в МКД N 74 по ул. Севастопольской в с. Верхнесадовое и обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в этом доме.
При проведении 16.03.2018 проверки соблюдения лицензионных требований установлены виновные действия управляющей компании по несоблюдению обязательных лицензионных требований надлежащего содержания имущества МКД.
Доказательств устранения нарушений, относительно которых выдано предписание, на момент его выдачи, суду первой и второй инстанции не представлено.
Исходя из чего, суды пришли к обоснованному выводу о законности выданного ГУПС "УК "Север" предписания N 20.10-10-ВЗ/18/219-ПР от 16.03.2018.
Суды правомерно отклонили довод заявителя о выборе жильцами спорного МКД непосредственного способа управления, указав, что основанием возложения на ГУПС "УК "Север" обязанностей по содержанию и ремонту имущества МКД является распоряжение Правительства города Севастополя N 89-РП от 26.02.2015 "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя", а не договор.
Суд округа также отклоняет довод управляющей компании о нарушении порядка проведения проверки, в части не согласования ее проведения с органами прокуратуры по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Исполняя иные договоры с собственниками помещений в МКД, заключенные в порядке статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания является субъектом государственного жилищного надзора, что следует из части 2 статьи 20 Жилищного кодекса, пунктов 2 и 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
В силу требований части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закон N 294-ФЗ, являются, в частности, поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе, о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, вне зависимости от того, по какому договору - договору управления многоквартирным домом, договору на оказание услуг (выполнение работ) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и с какой организацией (управляющей организацией, или иным лицом) заключен такой договор (часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
На основании вышеизложенного и учитывая, что поводом для проведения проверки послужило коллективное обращение граждан о ненадлежащем содержании общего имущества в МКД, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что согласование проведение данной проверки с органами прокуратуры противоречит требованиям частей 3, 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, сделанных при правильном применении судами норм материального и процессуального права.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 по делу N А84-1514/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закон N 294-ФЗ, являются, в частности, поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе, о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, вне зависимости от того, по какому договору - договору управления многоквартирным домом, договору на оказание услуг (выполнение работ) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и с какой организацией (управляющей организацией, или иным лицом) заключен такой договор (часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
...
На основании вышеизложенного и учитывая, что поводом для проведения проверки послужило коллективное обращение граждан о ненадлежащем содержании общего имущества в МКД, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что согласование проведение данной проверки с органами прокуратуры противоречит требованиям частей 3, 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 июня 2019 г. N Ф10-2403/19 по делу N А84-1514/2018