город Калуга |
|
01 июля 2019 г. |
Дело N А84- 544/2018 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 01.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 01.07.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Л.В.Солодовой
судей В.В.Циплякова
|
А.Н.Шульгиной |
|
|
при участии в заседании: от истца: ООО "Альфа-Беркут"
от ответчика: город Севастополь, в лице Правительства города Севастополя
от третьих лиц: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России Украина, в лице Фонда государственного имущества Украины
Министерство обороны Украины
Государственная акционерная компания "Национальная сеть аукционных центров" |
Романенко И.В.- представитель ( дов. N 1 от 10.01.2019)
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Беркут" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.10.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А84-544/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Беркут" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на помещение административного корпуса (подземная часть) площадью 386,7 кв. м, здание КПП площадью 32,3 кв. м, корпус связи (наземная часть), площадью 110,5 кв. м, столовую, площадью 100,3 кв. м, с кадастровыми (условным) номерами 91:02:002002:865, 91:02:002004:550, с кадастровыми (условным) номерами 91:02:002002:865, 91:02:002004:550, 91:02:002004:551, 91:02:002004:554, находящиеся по адресу: г. Севастополь, ул. Надежды Островской, д. 26-м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Министерство обороны Российской Федерации, Правительство Севастополя, Украину в лице Фонда государственного имущества Украины, Министерство обороны Украины, Государственную акционерную компанию "Национальная сеть аукционных центров".
Определением от 26.06.2018 по ходатайству истца суд произвел замену ненадлежащего ответчика - ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - на субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь в лице Правительства города Севастополя, а учреждение привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.10.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Не соглашаясь с выводами судебных инстанций, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ООО "Альфа-Беркут" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, кассационная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенного 22.08.2003 аукциона по продаже военного недвижимого имущества, 19.09.2003 между ГАК "Национальная сеть аукционных центров", действующей от имени Министерства обороны Украины на основании договора комиссии N 29а/03 А от 03.07.2003 ( продавец) и предприятием "Альфа-Беркут" (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества военного городка N31, расположеного по адресу: г. Севастополь, ул. Н. Островской, д. 26, а именно: административного корпуса (подземная часть) лит. "А" площадью 386,70 кв. м, корпуса связи (наземная часть) лит. "А" площадью 110,50 кв. м, здания контрольно-пропускного пункта лит. "Б" площадью 32,30 кв. м с пристройкой лит. "б" и крыльцом, столовой лит. "В" площадью 100,30 кв. м с пристройкой лит. "в", тамбуром лит "в1", пристройкой лит. "в2" и крыльцами (3 шт.), общая площадь 630,40 кв. м.
Недвижимость принадлежала Государству Украина в лице Верховной Рады на праве оперативного управления - 9 отделение ГОР ВМС ВС Украины на основании свидетельства о праве собственности, выданного Управлением имущества Севастопольской городской государственной администрации 04.09.2002 и зарегистрированного в Севастопольском ГКП БТИ и ГРОНИ 04.09. 2002 года в реестровой книге N 11 нж, стр. 20 по N 1030 (п. 1.2. договора).
Указанный договор нотариально удостоверен, а имущество передано покупателю по акту приема- передачи от 09.10.2003.
26.01.2008 в договор от 19.09.2003 были внесены дополнения, согласно п. 1.6 которых недвижимость, являвшаяся предметом договора, расположена на земельном участке площадью 2.0827 га, переданном в постоянное пользование для обслуживания домов и сооружений военного городка N 31, расположенного по улице Н. Островского, 26, с отнесением этой земли в категорию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, на основании Государственного акта 11-КМ N 005777, виданного Севастопольским городским Советом 21.04.2003 года на основании решения Севастопольского городского Совета N 692 от 05.03.2003 года.
Дополнительное соглашение удостоверено нотариусом и является неотъемлемой частью договора купли- продажи от 19.09.2003.
В связи с образованием в составе Российской Федерации двух самостоятельных субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, общество обратилось в Севреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на приобретенные по договору объекты.
Как следует из сообщений от 30.12.2016, в регистрации права собственности на объекты недвижимости истцу было отказано, поскольку при проведении правовой экспертизы документов было установлено, что распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП спорные объекты переданы в федеральную собственность Российской Федерации и закреплены за Минобороны России.
Ссылаясь на то, что договор купли- продажи от 19.09.2003 заключен в соответствии с действующим на момент его совершения законодательством, в связи с чем у истца возникло право частной собственности, ООО "Альфа-Беркут" обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с положениями ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу п. 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В соответствии с положениями ч.ч.1,3 ст.9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом отсутствие государственной регистрации прав города Севастополя на недвижимое имущество, подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность.
Из буквального содержания ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ следует, что в федеральной собственности может находиться имущество, в том числе необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В силу положений Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 N 483.
Как следует из п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, распоряжением Правительства Севастополя от 23.11.2017 N 544-РП "О приеме объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военных городков, из федеральной собственности в собственность города Севастополя" принято безвозмездно в собственность города федерального значения Севастополя недвижимое имущество, в том числе, спецфортсооружение под номером 31, кадастровый номер 91:02:002004:778, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Н. Островской, д. 26,
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что право государственной собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Севастополь, ул. Надежды Островской, д. 26, возникло у субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя законно и обоснованно.
Признание права как способа защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.58 постановления N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о признании права собственности вправе обратиться в суд лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом.
В данном случае, ООО "Альфа-Беркут" считает себя собственником спорного имущества в силу заключенного 19.03.2003 договора купли- продажи.
В результате совместно проведенного осмотра земельного участка, площадью 24 137 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Н. Островской, д. 26, с целью установления обстоятельств фактического владения истцом спорными объектами установлено, что на данной территории расположено спецфортсооружение, кадастровый номер 91:02:002004:778, находящееся в собственности города Севастополя на основании распоряжения Правительства Севастополя от 23.11.2017 N 544-РП. Иные объекты капитального строительства на осматриваемом земельном участке отсутствуют. Имеются 2 входа в подземные штольни, заброшенный колодец, свалка строительного мусора. Признаков осуществления строительных, подготовительных, земельных или иных работ не выявлено, охрана земельного участка, ведение какой-либо хозяйственной деятельности не осуществляется, участок находится в запустении, порос сорняковой травой. Перечисленные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра объекта недвижимого имущества от 23.05.2018 с фотофиксацией.
Как следует из судебных актов, представитель общества подтвердил, что осмотр произведен в отношении земельного участка, на котором размещены принадлежащие ему объекты, а фотографии отражают именно имущество, на которое претендует организация.
В ходе проведенного обследования участниками процесса установлено, что здание столовой и КПП в натуре отсутствуют, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части, поскольку действующим законодательством не предусмотрено признание права собственности на несуществующие объекты недвижимости.
Таким образом, в фактическом владении истца находится помещение административного корпуса (подземная часть) площадью 386,7 кв. м, и корпус связи (наземная часть), площадью 110,5 кв. м, которые находятся в разрушенном состоянии и пользоваться которыми невозможно.
Как следует из отзыва Правительства города Севастополя, спорное имущество до 17.03.2014 учитывалось Севастопольской КЭЧ (морской) как собственность государства Украины и в составе военного городка N 31, в соответствии с Распоряжением N 195-РП от 20.03.2015, было передано в федеральную собственность Российской Федерации.
Из приложения к передаточному акту от 15.12.2017 следует, что земельный участок, площадью 24 137 кв.м, на котором расположены спорные объекты находится в собственности города Севастополя.
При этом Правительство города Севастополя ссылается на то, что имущество было продано истцу с нарушением действующего законодательства.
Согласно правовой позиции, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П, судами должна быть дана оценка правомерности отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности в частную с точки зрения соблюдения соответствующих законоположений, а также квалификации действий физических и юридических лиц - приобретателей этого имущества как добросовестных или недобросовестных.
При разрешении настоящего спора судами установлено, что в соответствии с соглашением между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота имущество военного городска N 31 передано российской стороной ВМС ВС Украине в соответствии с актом приема-передачи от 11.08.1997.
Согласно положений ч.2 ст.6 Закона Украины от 21.09.1999 N 1075-XIV "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины", п.п.3,4,6 Положения о порядка отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных сил утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.12.2000 N 1919, решение об отчуждении военного имущества принимает Кабинет Министров Украины с утверждением по предложению Министерства обороны, согласованного с Минэкономики перечня такого имущества.
Срок действия решения Кабинета Министров Украины об утверждении перечня военного имущества, которое может быть отчуждено, составляет три года от даты его издания. Дополнительные перечни военного имущества, которое может быть отчуждено, действительны до окончания срока действия перечня военного имущества, утвержденного решением Кабинета Министров Украины.
Судом установлено, что перечень имущества, подлежащего отчуждению был утвержден Распоряжением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 N 299-р "Об утверждении перечня недвижимого военного имущества Вооруженных Сил, которое предлагается к отчуждению".
При этом каких-либо сведений о принятом Минобороны Украины решений о списании с баланса военного имущества и внесении Кабинетом Министров Украины спорных объектов в перечень имущества, подлежащего отчуждению, истцом не предоставлено.
Судом установлено, что на момент совершения сделки по отчуждению спорного имущества в частную собственность отсутствовало решение уполномоченного органа. Включение же объекта по ул. Н. Островской, 26, в дополнительный перечень не соответствует требованиям Закона Украины от 21.09.1999 N 1075-XIV "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины" и Положения о порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных сил, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.12.2000 N 1919.
С учетом указанных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу, что отсутствие волеизъявления уполномоченного органа - Кабинета Министров Украины влечет ничтожность сделки по отчуждению военного имущества, в связи с чем, эта сделка не повлекла правовых последствий в виде возникновения права частной собственности на спорное имущество, а потому оснований для признания права собственности на спорные объекты за обществом не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод истца о необходимости применения в данном случае Закона Украины "О приватизации небольших государственных предприятий".
При этом суд также указал, что оценка сделки по приобретению истцом спорного имущества осуществлена судом в соответствии с абз. 4 п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожной сделке, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этой сделки недействительной.
Руководствуясь вышеуказанными нормами действующего законодательства, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с с.4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.10.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А84 - 544/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В.Солодова |
Судьи |
В.В.Ципляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П, судами должна быть дана оценка правомерности отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности в частную с точки зрения соблюдения соответствующих законоположений, а также квалификации действий физических и юридических лиц - приобретателей этого имущества как добросовестных или недобросовестных.
...
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод истца о необходимости применения в данном случае Закона Украины "О приватизации небольших государственных предприятий".
При этом суд также указал, что оценка сделки по приобретению истцом спорного имущества осуществлена судом в соответствии с абз. 4 п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожной сделке, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этой сделки недействительной."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 июля 2019 г. N Ф10-2252/19 по делу N А84-544/2018