г.Калуга |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А84-3598/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1087746462616, ИНН 7704684769, переулок Большой Знаменский, д. 8, к. 3, г. Москва, 119160) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента финансов города Севастополя (ул. Ленина, 2, г.Cевастополь, 299011) - Дорофеева Д.А. (дов. от 21.06.2019),
от Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Севастополя (ул. Кулакова, д. 37, г. Севастополь, 299011) - Моисеенковой О.И. (дов. от 15.05.2019),
от Управления Федерального казначейства города Севастополя (ул.Балаклавская, 9, г. Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Правительства Севастополя (ул. Ленина, д.2, г. Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента финансов города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2018 (судья Александров А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 (Малышева И.А., Голик В.С., Градова О.Г.) по делу N А84-3598/2017,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие, ФКП) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента финансов города Севастополя (далее - Департамент ) от 06.06.2017 N 09.1/1754/2017 об отказе в возврате излишне уплаченных налоговых платежей и об обязании устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов путем принятия решения о возврате заявителю излишне уплаченных налоговых платежей в сумме 1499663,00 руб.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя, Управления Федерального казначейства города Севастополя, Правительства Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 23.07.2018 отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 29.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019, признано незаконным решение Департамента об отказе в возврате излишне уплаченных налоговых платежей, оформленное письмом N 09.1/1754/2017 от 06.06.2017, принятое по результатам обращения ФКП от 31.05.2017 исх.N 12/5/602. На Департамент финансов города Севастополя возложена обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть обращение ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" от 31.05.2017 исх.N 12/5/602, с учетом доводов, изложенных в мотивировочной части данного решения суда.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить решение от 29.11.2018 и постановление от 22.03.2019, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления предприятию отказать. Податель жалобы настаивает на том, что ответ Департамента от 06.06.2017 N 09.1-1754/2017 не является отказом в возврате предприятию денежных средств, а является информационным письмом, то есть не влечет никаких правовых последствий для заявителя. По мнению Департамента, отношения связанные с возвратом излишне уплаченных налоговых платежей ФКП, не могут регулироваться постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 308-ПП "Об утверждении Порядка расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде" (далее - постановление Правительства Севастополя N 308-ПП).
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение суда от 29.11.2018, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 без изменения, а кассационную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Инспекция ФНС по Ленинскому району г.Севастополя в отзыве на кассационную жалобу представила пояснения, из которых следует, что поскольку у ИФНС отсутствуют полномочия по разрешению вопросов, связанных с платежами, зачисленными на счет Казначейской службы г.Севастополя в переходный период, решение суда, принятое по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности налогового органа по отношению к заявителю.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей Департамента, ИФНС по Ленинскому району г.Севастополя, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, установлено судами, ФКП имеет обособленное подразделение - Управление капитального строительства (Республика Крым) в г.Севастополе, которое в июле - декабре 2014 г. осуществило платежи по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 1499663 руб. на счет Казначейской службы г.Севастополя (40201810967110000004).
Уведомлением от 18.09.2015 N 6816 ИФНС России по Ленинскому району г.Севастополя уведомила ФКП о выявленной в результате сверки сведений 2-НДФЛ за 2014 г. и суммой налога, зачисленной на соответствующую КРСБ, задолженности по НДФЛ за 2014 г.
Платежным поручением от 08.10.2015 N 360 ФКП уплатило НДФЛ за декабрь 2014 г. в размере 1494288 руб. в федеральный бюджет.
02.10.2015 Предприятие обратилось в Департамент финансов города Севастополя с письмом (исх. N 1716/3) о возврате ошибочно перечисленных денежных средств по НДФЛ за 2014 год в размере 1494663 руб., в ответ на которое заинтересованное лицо письмом от 07.10.2015 (исх.N 03.2-28/4172) уведомило о невозможности возврата денежных средств по причине их зачисления по КБК 24060700 "Невыясненные поступления" (платежные поручения заполнены с нарушением раздела 1 Инструкции в поле "назначение платежа") в бюджет города Севастополя.
09.10.2015 Предприятие обратилось в ИФНС по Ленинскому району г.Севастополя с письмом о возврате суммы переплаты налога на доходы физических лиц за 2014 год в размере 1 494 663 руб., по результатам рассмотрения которого налоговый орган решением от 22.10.2015 N 166 отказал в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени, штрафа) в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату налога на счет, администрируемый территориальными органами ФНС России.
Впоследствии предприятие обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Департамента финансов города Севастополя неосновательного обогащения в сумме 1499663 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 133204,37 рублей, которое оставлено Арбитражным судом города Севастополя без удовлетворения (решение суда от 12.05.2016 по делу N А84-346/2016 вступило в законную силу). Судебный акт мотивирован невозможностью применения по рассмотренному спору положений Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении, так как возврат излишне уплаченных в бюджет средств регулируется бюджетным законодательством в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
31.05.2017 Предприятие повторно обратилось в Департамент финансов города Севастополя как главному администратору бюджета г.Севастополя с требованием о возврате излишне уплаченного НДФЛ в сумме 1 494 663 руб., в ответ на которое Департамент 06.06.2017 (письмо исх.N 09.1/1754/2017) сообщил, что обращение ФКП по этому вопросу ранее уже было рассмотрено по существу и письмом от 07.10.2015 N 03.2-28/4172 в выплате указанной суммы было отказано. Кроме того, Департамент разъяснил заявителю о судебном порядке обжалования отказа Департамента от 07.10.2015 N 03.2-28/4172 в возврате указанной суммы по правилам главы 24 АПК РФ.
Не согласившись с отказом Департамента от 06.06.2017, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны РФ" обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным оспоренный предприятием отказ Департамента, суд первой инстанции, учитывая выводы суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 23.07.2018, которым были отменены ранее принятые по настоящему делу судебные акты, указал, что Департамент в силу Закона города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя" является уполномоченным органом по разрешению вопросов, связанных с уплатой налоговых платежей, осуществленных плательщиками в переходный период; положения части 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть применены к спорным правоотношениям по требованию предприятия о возврате НДФЛ из бюджета города Севастополя; факт наличия переплаты по НДФЛ за 2014 год в виду ошибочного перечисления ФКП денежных средств на счет Казначейской службы установлен в ходе рассмотрения настоящего дела и при рассмотрении арбитражного дела N А84-346/2016, данное обстоятельство не оспаривается.
Избирая способ восстановления нарушенного права заявителя в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции указал обязанность Департамента повторно рассмотреть заявление ФКП от 31.05.2017 исх.N 12/5/602 с учетом выводов суда первой инстанции, изложенных в мотивировочной части судебного акта.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело в порядке апелляционного производства, обоснованно привел иные мотивы и правовые положения, которые позволили судебной коллегии согласиться с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента и способе восстановления нарушенного права.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, спорные правоотношения возникли в результате ошибочной уплаты предприятием, осуществляющем хозяйственную деятельность через обособленное подразделение в г. Севастополе, НДФЛ в период с августа по декабрь 2014 г., то есть в переходный период, на счет Казначейской службы г.Севастополя. Впоследствии заявитель верно уплатил НДФЛ, что привело к образованию излишне уплаченного НДФЛ в бюджет г.Севастополя в переходный период.
До 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а в силу статьи 15 - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности порядка применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период установлены Законом города Севастополя "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" N 2-ЗС (далее - Закон N 2-ЗС).
В частности, пунктом 22 статьи 26 Закона N 2-ЗС закреплено, что налоговыми агентами в целях налогообложения доходов физических лиц признаются осуществляющие деятельность на территории города Севастополя юридические лица, обособленные подразделения иностранных организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц. В соответствии с абзацем 2 пункта 22 статьи 26 Закона N 2-ЗС налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют суммы налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации с месяца внесения сведения в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона N 124-ФЗ или ЕГРИП.
Данные правила применяются к ФКП, поскольку он является налоговым агентом, юридическим лицом, созданным 03.04.2008.
Суд апелляционной инстанции верно установил, что особенности уплаты налогов лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и лицами, которые продолжали осуществлять деятельность на территории Республики Крым и г.Севастополе после 18 марта 2014 г., были урегулированы Временным порядком взаимодействия органов, контролирующих поступление доходов на территории города Севастополя, Финансового управления города Севастополя, Казначейской службы города Севастополя в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне зачисленных сумм денежных обязательств по налогам, сборам и единому социальному взносу, утвержденного совместным приказом контролирующих органов от 28.05.2014 N17/36/60/26/16-а/01-03/191/7/93, согласно которому юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, уплачивали налоги на счета Управления Федерального казначейства по г. Севастополю.
Однако, спорные платежи ФКП перечислило на счет Казначейской службы города Севастополя, которая являлась получателем налогов в отношении плательщиков - лиц, продолжавших осуществлять деятельность на территории Республики Крым и г.Севастополе после 18 марта 2014 г.
При этом, все налоговые и неналоговые доходы до 01.01.2015 подлежали зачислению в бюджет города Севастополя.
Казначейская Служба г.Севастополя ликвидирована распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 13.10.2014 N 243-ОД.
Суд апелляционной инстанции правильно установил, что в соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 8-ЗС "О внесении изменений в решение Законодательного Собрания города Севастополя от 28.01.2014 N 6721 "О городском бюджете города Севастополя на 2014 год" на переходный период контроль за поступлениями доходов на территории города Севастополя, их полнотой и своевременностью возлагается на органы, которые приняли на себя обязательства по выполнению функций органов, которые контролировали поступления доходов в бюджет до дня принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, деятельность которых координирует Главное управление финансов (а до его создания - Финансовое управление города Севастополя).
В соответствии с положением о Департаменте финансов города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 N 180-ПП, Департамент создан путем переименования Главного управления финансов и является правопреемником прав и обязанностей Главного управления финансов.
Таким образом, судами верно постановлено, что вопрос о возврате излишне уплаченного предприятием НДФЛ в силу названных правовых положений должен быть решен Департаментом.
Поскольку в полном объеме вопрос о возврате из бюджета г.Севастополя излишне уплаченного НДФЛ налоговыми агентами, являющимися лицами, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществляющими деятельность в г.Севастополе, нормативными актами города Севастополя не был урегулирован, а уплата НДФЛ осуществлялась в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о необходимости исполнения Департаментом общего порядка возврата налога, установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод Департамента о том, что судами необоснованно применен утвержденный постановлением Правительства г.Севастополя Порядок N 308-ПП, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный Порядок был указан судами, как подтверждающий полномочия Департамента как уполномоченного органа и главного администратора по доходам.
Однако, суд кассационной инстанции не может согласиться с избранным судами способом восстановления нарушенного права заявителя.
Суд первой инстанции посчитал, что обращение ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", изложенное в письме от 31.05.2017 исх.N 12/5/602, Департаментом финансов города Севастополя по существу его содержания не рассмотрено, в связи с чем в целях восстановления нарушенного права заявителя в соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ обязал Департамент повторно рассмотреть в установленном порядке вышеуказанное заявление, с учетом доводов, изложенных в мотивировочной части решения суда.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.
Рассматривая споры в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу, которым удовлетворены требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку факт перечисления в бюджет г.Севастополя НДФЛ в сумме 1494663 руб. установлен, Департамент является уполномоченным органом по решению вопросов в отношении налогов, сборов и иных платежей, зачисляемых в бюджет города Севастополя в переходный период, повторное рассмотрение заявления предприятия не приведет к восстановлению прав заявителя, обратившегося за судебной защитой, в связи с чем судам в качестве меры по восстановлению нарушенного права заявителя в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следовало обязать Департамент финансов Севастополя осуществить возврат Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 1494663 рубля.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела такая обязанность обоснованно должна была быть возложена на Департамент судом, поскольку реализация положений статьи 201 АПК РФ основана на установленных судом обстоятельствах, обеспечивает скорое и эффективное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ) и специфике административного судопроизводства.
Поэтому пункт 4 резолютивной части решения суда в части возложения обязанности на Департамент повторно рассмотреть обращение предприятия от 31.05.2017 исх.N 12/5/602 следует изменить, и в качестве устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя суд кассационной инстанции считает необходимым обязать Департамент осуществить возврат Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 1494663 рубля.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2018, оставленное без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу N А84-3598/2017, изменить, изложив пункт 4 резолютивной части решения суда в следующей редакции: обязать Департамент финансов города Севастополя осуществить возврат Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 1494663 рубля.
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.