4 июля 2019 г. |
Дело N А36-2457/2018 |
Резолютивная часть постановления.
объявлена 2 июля 2019 года
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 04.07.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Ермакова М.Н. |
|
судей |
Бутченко Ю.В. |
|
|
Радюгиной Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания помошником судьи
при участии в заседании:
от ООО "КАТТИНГ ЭДЖ ТЕХНОЛОДЖИС" 399071, Липецкая обл., Грязинский р-н, с.Казинка, ОЭЗ ППТ "Липецк", зд.2, оф.214 ОГРН 1117847240202
от Липецкой таможни 398037, г.Липецк, пр-д Трубный, д.3 ОГРН 1024840858910
от Министерства экономического развития Российской Федерации 125993, А-47, ГСП-3, г.Москва ул.1-я Тверская-Ямская, д.1,3 ОГРН 1027700575385 |
Земсковой О.Г.
Афиногенова А.Э. - представитель, дов. от 24.12.18г. б/н Бурлаковой Л.А. - представитель, дов. от 11.01.19г. б/н Тарантова А.Ю. - конкурсный управляющий, опр. от 21.09.18г.
Воробьевой И.И. - представитель, дов. от 29.05.19г. N 04-35/18 Григорьевой Е.В. - представитель. дов. от 24.06.19г. N 04-35/20 Колыбелкиной О.Л. - представитель, дов. от 09.01.19г. N 04-35/1
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу Липецкой таможни на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.10.18г. (судья О.А.Дегоева) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.19г. (судьи Т.Л.Михайлова, Н.Д.Миронцева, П.В.Донцов) по делу N А36-2457/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каттинг Эдж Технолоджис" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений Липецкой таможни (далее - Таможня) от 29.12.17г. N N 10109000/210/291217/Т0028 и 10109000/210/291217/Т0028/002.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.10.18г. заявление удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.19г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 2012 по 2013 годы общество с ограниченной ответственностью "АВТ", являвшееся резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Липецк" (регистрационный номер в реестре резидентов ОЭЗ - 2010490122627) по указанным в судебных актах декларациям на товары ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и поместило под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на Липецком таможенном посту технологическое оборудование для реализации проекта "Строительство завода по производству высокотехнологической стальной проволоки" общей стоимостью более 34400000 евро.
20.08.15г. на внеочередном собрании участников Общества, являвшегося учредителем и единственным участником ООО "АВТ", было принято решение о реорганизации ООО "АВТ" путем присоединения его к Обществу, заключен договор о присоединении, в п.1.9 которого было определено, что реорганизация считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества, а также составлен и утвержден передаточный акт. Согласно указанным документам, Общество приняло от ООО "АВТ" все активы и пассивы, а также права и обязанности в отношении всех его кредиторов и должников, включая все обязательства, оспариваемые сторонами; среди прочего Обществом было принято указанное выше оборудование.
27.10.15г. Общество обратилось в Минэкономразвития России для включение его в реестр резидентов ОЭЗ ППТ "Липецк".
07.12.15г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ООО "АВТ".
24.12.15г. экспертным советом по промышленно-производственным особым экономическим зонам Минэкономразвития России было принято решение о заключении с Обществом соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне промышленно-производственного типа, созданной на территории Грязинского и Елецкого районов Липецкой области.
04.03.16г. такое соглашение было заключено и 10.03.16г. Общество было внесено в реестр резидентов ОЭЗ за N 2016490166641.
07.07.16г. Обществом был получен ответ Таможни на запрос о порядке применения режима СТЗ к спорному оборудованию.
В сентябре-декабре 2017 года Таможней была проведена выездная таможенная проверка Общества, в ходе которой Таможней были установлены описанные выше обстоятельства и на их основании Таможней был сделан вывод о том, что Обществом, в соответствии со ст.37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.05г. N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) и ст.15 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в г.Санкт-Петербург 18.06.10г. (далее - Соглашение о СЭЗ) должны быть уплачены таможенные платежи (ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость) по ввезенному ООО "АВТ" оборудованию и принятому на баланс Обществом в тот момент, когда оно не обладало статусом резидента ОЭЗ, а также в отношении товаров, задекларированных ООО "АВТ" по ДТ NN 10109050/271112/0002017, 10109050/101212/0002119, по которым по состоянию на 07.12.15г. не была завершена процедура свободной таможенной зоны.
По результатам рассмотрения материалов проверки (акт от 29.12.167г. N 10109000/210/291217/А0028) Таможней были приняты решения от 29.12.17г. NN 10109000/210/291217/Т0028 и 10109000/210/291217/Т0028/002 о взыскании с Общества таможенных платежей в общем размере 276197999,88 руб.
Считая данные решения незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Частью 5 ст.200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Факт правомерности помещения ООО "АВТ" спорного оборудования под таможенный режим СТЗ, предусматривающий освобождение от уплаты таможенных платежей, Таможней не оспаривается.
Согласно п.п.1, 15 ст.37 Закона N 116-ФЗ содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяются Соглашением о СЭЗ.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.1 Соглашения (здесь и далее - в редакции, действовавшей в проверяемый период), свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.1 Соглашения резидент (участник) свободной (специальной, особой) экономической зоны - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства - члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон.
В силу п.1 ст.9 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории СЭЗ или на части ее территории (далее - территория СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны).
Согласно п.3 ст.9 Соглашения товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
В соответствии с п.1 ст.10 Соглашения свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Согласно пп.2 п.2 ст.15 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должно быть завершено при утрате лицом, поместившим товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса резидента, а согласно пп.4 п.2 ст.15 Соглашения - при передаче резидентом прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу.
В силу п.6 ст.15 Соглашения в случае утраты лицом статуса резидента товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат помещению под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, в течение четырех месяцев со дня утраты лицом статуса резидента, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи.
Согласно п.1 ч.2 ст.16 Соглашения обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, прекращается у декларанта в случае завершения в отношении таких товаров таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с настоящим Соглашением.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что реорганизации ООО "АВТ" путем присоединения его к Обществу была произведена в полном соответствии с положениями ст.57 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
С учетом этого суды сделали обоснованный вывод о том, что передача Обществу спорного имущества при присоединении к нему ООО "АВТ" не является передачей резидентом СЭЗ прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу в смысле положений пп.4 п.2 ст.15 Соглашения.
Кроме того, как обоснованно указали суды, с момента исключения ООО "АВТ" из Единого государственного реестра юридических лиц (07.12.15г.) до момента получения Обществом статуса резидента СЭЗ (10.03.16г.) четырехмесячный срок для завершения процедуры СТЗ, предусмотренный п.6 ст.15 Соглашения, не истек.
При указанных обстоятельствах вывод судов об отсутствии у Таможни оснований для вывода о завершении процедуры СТЗ в отношении спорного товара и для принятия оспариваемых решений о начислении Обществу таможенных платежей является обоснованным.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положения ст.71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права, а сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Таможни основаны на ошибочном толковании примененных судами норм материального права, по сути направлены на переоценку доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. В связи с этим изложенные в кассационной жалобу доводы не могут рассматриваться в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями ст.3 Закона N 116-ФЗ целью создания особых экономических зон является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции.
Согласно ч.2 ст.7 Закона N 116-ФЗ разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Таким органом, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.08г. N 437, является Минэкономразвития Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 и 5.1 ч.1 ст.8 Закона N 116-ФЗ Минэкономразвития РФ осуществляет контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в установленном им порядке, а также заключает соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что предметом соглашений, заключенных Минэкономразвития РФ сначала с ООО "АВТ" (от 08.07.10г. N 11592-ОС/Д25) и затем с Обществом (от 04.03.16г. N С-77-АЦ/Д14) является ведение Резидентом на территории особой экономической зоны промышленно-производственной деятельности для создания высокотехнологичного производства различных видов стальной проволоки с применением инновационной технологии плазменной модификации металлической поверхности, включающее в себя строительство производственных, складских и других вспомогательных площадей для производства стальной проволоки площадью около 47000 кв.м, т.е. одной и той же деятельности.
То обстоятельство, что спорное оборудование, находящееся под таможенным режимом СТЗ, предназначено для указанных целей, Таможней не оспаривалось.
Согласно ч.9 ст.11 Закона N 116-ФЗ, а также п.7 ст.9 Соглашения таможенные органы осуществляют таможенный контроль на территории особой экономической зоны.
Согласно п.4 ч.1 ст.1 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.10г. N 311-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период, дела - Закон N 311-ФЗ) целями настоящего Федерального закона является, среди прочих, обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.11 Закона N 311-ФЗ деятельность таможенных органов основана на принципах ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле.
В силу п.п.13, 15 ч.1 ст.12 Закона N 311-ФЗ к функциям таможенных органов относятся разъяснение заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенных правоотношений, оказание содействия в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки, а также осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по вопросам таможенного дела.
Как следует из материалов дела, Общество обращалось с запросом в Таможню о порядке завершения таможенной процедуры СТЗ в отношении спорных товаров и помещения их под таможенную процедуру СТЗ от своего имени.
Письмом от 07.07.16г. N 29-16/105 начальника Липецкого таможенного поста Обществу было разъяснено о наличии у него обязанности в соответствии с п.3 ст.15 Соглашения завершить таможенную процедуру СТЗ в отношении спорных товаров помещением их под таможенную процедуру СТЗ резидентом, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения спорными товарами, т.е. Обществом.
Согласно п.3 ст.15 Соглашения при передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, резидентом, поместившим указанные товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному резиденту таможенная процедура свободной таможенной зоны завершается помещением таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентом, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Между тем, принимая оспариваемые решения, Таможня прямо указала в них на отсутствие оснований для применения в рассматриваемой ситуации положений п.3 ст.15 Соглашения.
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 03.03.15г. N 417-О, от 02.04.15г. N 583-О сформулирована правовая позиция, согласно которой в силу требований статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, принятие Таможней оспариваемых решений вопреки данным ранее разъяснениям о правах и обязанностях Общества, как резидента ОЭЗ, в отношении спорных товаров, противоречит указанным выше положениям Конституции РФ и целям и задачам таможенного регулирования в Российской Федерации, а также целям закона N 116-ФЗ.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30 октября 2018 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года по делу N А36-2457/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Липецкой таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.