г. Калуга |
|
04 июля 2019 г. |
Дело N А84-3498/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Егоровой С.Г., Шильненковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольский литейный завод" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года по делу N А84-3498/2018,
установил:
департамент экономического развития города Севастополя (ОГРН 1149204005235, ИНН 9204002771, г. Севастополь) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Севастопольский литейный завод" (ОГРН 1159204024649, ИНН 9204555751, г. Севастополь; далее - общество "Севастопольский литейный завод") о взыскании 1 800 000 руб. предоставленной субсидии, 180 000 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество Промышленный инвестиционный комплекс "Вектор" (ОГРН 1169204057769, ИНН 9201516578, г. Севастополь; далее - общество ПИК "Вектор").
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29 ноября 2018 года в удовлетворении иска отказано(судья: Погребняк А.С.).
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 ноября 2018 года отменено, иск удовлетворен (судьи: Мунтян О.И., Баукина Е.А., Горбунова Н.Ю.)
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, общество "Севастопольский литейный завод" просило отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года, оставить в силе решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 ноября 2018 года.
В отзыве на кассационную жалобу департамент экономического развития города Севастополя возразил против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
Департамент экономического развития города Севастополя, общество "Севастопольский литейный завод", общество ПИК "Вектор" надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления N 24800035165787, 24800035165770, 24800035165763), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом иска является требование главного распорядителя бюджетных средств к получателю о взыскании субсидии и штрафа за нарушение срока предоставления отчета о перечислении собственных денежных средств на приобретение оборудования.
Суды в соответствии со ст.ст. 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) признали обязанным получателя вернуть главному распорядителю бюджетных средств субсидию и уплатить штраф за нарушение условий договора от 07.11.2017 N З-ПР/2017 (далее - договор).
Как следует из материалов дела, во исполнение договора главный распорядитель бюджетных средств департамент экономического развития города Севастополя предоставил обществу "Севастопольский литейный завод" 1 800 000 руб. субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с производством и реализацией изделий (отливок) из цветных металлов; реализации проекта по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей общества "Севастопольский литейный завод" в части приобретения автоматизированного металлообрабатывающего центра с ЧПУ 38Р-100.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении получателем срока перечисления собственных средств на приобретение оборудования по не зависящим от него причинам не свидетельствует о принятии апелляционным судом неправомерного судебного акта в связи со следующим.
В п. 3.3 договора стороны согласовали направление получателем в срок до 31.03.2018 собственных средств в размере не менее 40 процентов затрат на приобретение оборудования для достижения целей, указанных в п. 1.1 договора.
В пп. 7 п. 5.3 договора стороны согласовали обязанность получателя обеспечить представление главному распорядителю не позднее 10.04.2018 отчета об осуществлении расходов собственных средств получателя в размере согласно п. 3.3 договора, направленных на достижение целей, указанных в п. 1.1 договора.
Получатель уведомил главного распорядителя о невозможности предоставления отчета об осуществлении расходов собственных средств (письма от 17.04.2018 N 35, от 09.07.2018 N 62, т. 1 л. 25-26).
Дополнительным соглашением к договору стороны изменили его пп. 7 п. 5.3 в следующей редакции: "обеспечить представление главному распорядителю не позднее 10.07.2018 отчета об осуществлении расходов собственных средств получателя в размере согласно п. 3.3 договора, направленных на достижение целей, указанных в п. 1.1 договора" (т. 1 л. 23-24).
Таким образом, получателю продлен срок предоставления отчета об осуществлении расходов собственных средств на 3 месяца.
Как указано в пп. "б" п. 4.5 Порядка предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности города Севастополя (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), реализующим проекты по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей промышленных предприятий, направленные на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 30.03.2017 N 257-ПП (далее - Порядок предоставления субсидий N 257-ПП), субсидия подлежит возврату в доход бюджета города Севастополя, в том числе в случае, установления факта нарушения получателем субсидии условий, установленных в договоре.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - получатели субсидий), должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу ст. 282 БК РФ изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
По смыслу п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации
Поскольку получатель не обеспечил представление главному распорядителю не позднее 10.07.2018 отчета об осуществлении расходов собственных средств получателя в размере согласно п. 3.3 договора, направленных на достижение целей, указанных в п. 1.1 договора, суды пришли к выводу об обязанности получателя вернуть главному распорядителю полученную субсидию.
Кроме того, в пп. 5 п. 5.2 договора стороны согласовали право главного распорядителя применять штрафные санкции, рассчитываемые в соответствии с порядком получения субсидии.
Согласно 4.6 Порядок предоставления субсидий N 257-ПП при наступлении случаев, указанных в пунктах 4.4 и 4.5 Порядка, к получателю субсидии дополнительно применяются штрафные санкции, направленные на взыскание средств в доход бюджета города Севастополя, размер которых определяется по формуле:
F = S x (1,1(yi-y0) - 1), где:
S - размер субсидии;
y0 - год выдачи субсидии;
yi - год, в котором планируется возврат субсидии.
Установив нарушение получателем субсидии условий, установленных в договоре (п. 4.5 Порядка предоставления субсидий N 257-ПП), суды проверили расчет истца штрафа, признали его арифметически верным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с получателя в пользу главного распорядителя 1 800 000 руб. субсидии, 180 000 руб. штрафа.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений гл. 35 АПК РФ не имеется.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судом норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года по делу N А84-3498/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 июля 2019 г. N Ф10-2234/19 по делу N А84-3498/2018