г. Калуга |
|
10 июля 2019 г. |
Дело N А83-11187/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Мельниченко Юрия Олеговича (ОГРНИП 315910200129691, ИНН 910807777371) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080, ул. Севастопольская, д. 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации города Судака Республики Крым (ОГРН 1149102111817, ИНН 9108009140, ул. Ленина, д. 85А, г. Судак, Республика Крым, 298000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "СД-Агро" (ОГРН 1169102077682, ИНН 9108114786, ул. Черноморская, д. 23, с. Солнечная долина, г. Судак, Республика Крым, 298025) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2018 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-11187/2017,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мельниченко Юрий Олегович (далее - заявитель, глава КФХ, Мельниченко Ю.О.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 22.02.2017 N 269.
Дело рассмотрено с участием Администрации города Судака Республики Крым (далее - Администрация), общества с ограниченной ответственностью "СД-Агро".
Решением суда от 05.12.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2018 решение суда от 05.12.2017 изменено, резолютивная часть решения дополнена абзацем следующего содержания: "Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мельниченко Юрия Олеговича путем рассмотрения его заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 202562 кв. м., условный номер земельного участка 90:23:040801:ЗУ1, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Крым, городской округ Судак, Грушевский сельский совет, в соответствии с требованиями, установленными статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26.07.2018 решение суда от 05.12.2017 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.02.2018 были отменены, дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением от 26.12.2018 суд признал недействительным приказ Министерства от 22.02.2017 N 269, возложив на Министерство обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения рассмотреть в предусмотренной нормами действующего законодательства (Земельным кодексом Российской Федерации", Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Законом Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" в их действующих редакциях) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставлении земельного участка от 24.06.2016 на плане территории ИП КФХ Мельниченко Юрия Олеговича, учитывая его статус главы КФХ.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.04.2019 решение суда от 26.12.2018 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение от 26.12.2018 и постановление от 11.04.2019 в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, согласно сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 28.01.2015 Мельниченко Ю.О. зарегистрирован главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
В качестве сведения об основном виде деятельности указано выращивание прочих плодовых деревьев, кустарников и орехов.
17.05.2016 глава КФХ Мельниченко Ю.О. обратился в Совет министров Республики Крым с заявлением (т. 1 л.д. 59) об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, городской округ г. Судак, Грушевский Сельский Совет, площадью 202562 кв.м. для сельскохозяйственного использования на основании статей 10, 11.10, 39.6, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; паспорт; страховое свидетельство, свидетельство о регистрации КФХ.
Приказом от 22.02.2017 N 269 (т. 1 л.д. 30-31) Министерство, ссылаясь на пункт 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статью 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков государственной и муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений", отказало Мельниченко Ю.О. в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 202562 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, городской круг Судак, для сельскохозяйственного использования, в связи с несоответствием действующей градостроительной документации, а именно генеральному плану округа Судак Республики Крым (2 этап - концепция).
Посчитав приказ от 22.02.2017 N 269 незаконным, глава КФХ оспорил его в арбитражном суде.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассмотренном случае Министерство не доказало наличия установленных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как Мельниченко Ю.О. представил в уполномоченный орган все документы, необходимые для принятия положительного решения по заявлению.
Принимая оспариваемое решение от 26.12.2018, суд руководствовался положениями статей 36.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
С данными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
С 01.03.2015 земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду в порядке, предусмотренном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ земельный участок предоставляется без торгов в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Из пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ следует, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункт 2).
По правилам норм статьи 39.18 ЗК РФ в аренду могут быть переданы как земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, так и участки, которые предстоит образовать.
При этом, в силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган, в порядке пунктов 5, 6 статьи 39.18 ЗК РФ, вправе передать земельный участок заявителю для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения торгов.
По сути, предоставление земельного участка в аренду без торгов, предусмотренное подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, по правилам статьи 39.18 данного Кодекса осуществляется при первичном обращении лица, не использующего этот участок на законных основаниях на момент обращения, поскольку иные ситуации прямо урегулированы иными положениями Кодекса и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 15.07.2016, предусмотрено, что без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данным подпунктом в редакции, действующей после 15.07.2016, установлено, что без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Исходя из буквального толкования названной нормы права в приведенных редакциях данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Между тем, заявление главы К(Ф)Х Мельниченко Ю.О. (т. 1, л.д. 59) не основано на положениях статьи 39.18 ЗК РФ, а основано на статьях 10, 11.10, 36.6, 39.15 ЗК РФ.
Поскольку заявление Мельниченко Ю.О. не основано на специальном порядке предоставления в аренду земельного участка, предназначенного для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, то заявленное в суд требование не подлежало удовлетворению.
Исходя из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вывод судов о незаконности оспариваемого приказа Министерства основан на неправильном применении норм земельного законодательства, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене и отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 по делу N А54-5370/2018 отменить.
Отказать индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мельниченко Юрию Олеговичу в удовлетворении заявленного требования.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Между тем, заявление главы К(Ф)Х Мельниченко Ю.О. (т. 1, л.д. 59) не основано на положениях статьи 39.18 ЗК РФ, а основано на статьях 10, 11.10, 36.6, 39.15 ЗК РФ.
...
Исходя из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2019 г. N Ф10-2199/18 по делу N А83-11187/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11187/17
10.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2199/18
11.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2975/17
26.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11187/17
26.07.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2199/18
24.07.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11187/17
27.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2975/17
05.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11187/17