г.Калуга |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А64-1078/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Р.Г.Калуцких В.И.Смирнова |
||
|
|
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А.Рихтер |
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис" - Герасимов Р.А., представитель по доверенности от 16.01.2019;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - Мазаева С.В., представитель по доверенности от 05.04.2019 N 17-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.11.2018 и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А64-1078/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис" (далее - ООО "ТЭКО-Сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган) N А-16/14 от 20.01.2016.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "ТЭКО-Сервис" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление гражданина Липецкого А.Г., в котором указывалось на необоснованное повышение ООО "ТЭКО-Сервис" тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (на 95,7%), безосновательное увеличение нормы накоплений ТБО, неправомерное включение в тариф на вывоз ТБО затрат по подбору ТБО в 5 - метровой зоне вокруг контейнерной площадки и промывке контейнеров.
Усмотрев в действиях общества наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, должностным лицом Управления было возбуждено антимонопольное дело N 4-16/14.
По результатам рассмотрения указанного дела комиссия Тамбовского УФАС 20.01.2016 приняла решение о признании ООО "ТЭКО-Сервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона защите конкуренции в связи с злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов в части: неправомерного взимания с потребителей услуг по вывозу твердых бытовых отходов г. Тамбова платы за уборку территории в радиусе 5 метров вокруг контейнерной площадки в составе тарифа за вывоз твердых бытовых отходов в период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года; несоблюдения установленного Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, порядка заключения договоров на услуги по вывозу твердых бытовых отходов с собственниками жилых помещений г. Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах) и с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов и ущемлению интересов лиц (в т.ч. Липецкого А.Г.).
Для устранения вышеперечисленных нарушений антимонопольным органом выдано ООО "ТЭКО-Сервис" предписание N А4-16/14 от 21.01.2016, которым обществу предписано в срок до 01.03.2016 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем обеспечения заключения договоров на услуги по вывозу ТБО в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155.
О выполнении предписания ООО "ТЭКО-Сервис" предложено сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 20.01.2016 по делу N А4-16/14, ООО "ТЭКО-Сервис" обжаловало его в Федеральную антимонопольную службу России.
Решением от 14.04.2016 ФАС России отказало в удовлетворении жалобы.
В связи с изложенным ООО "ТЭКО-Сервис" обжаловало решение УФАС по Тамбовской области от 20.01.2016 по делу N А4-16/14 в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.10.2016 по делу N А64-2941/2016, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований ООО "ТЭКО-Сервис" отказано.
Предписание УФАС по Тамбовской области от 20.01.2016 N А4-16/14, принятое на основании вышеназванного решения антимонопольного органа, ООО "ТЭКО-Сервис" оспорило в рамках настоящего дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.
Антимонопольный орган, согласно пункту 1 статьи 23 и пункту 1 статьи 39 ФЗ, возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решение и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии со статьей 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Согласно части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции на основании решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
В соответствии со статьей 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, которая установлена в статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Факт нарушения ООО "ТЭКО-Сервис" вышеперечисленных запретов установлен решением Тамбовского УФАС России от 20.01.2016 N А4-16/14, которое являлось предметом судебного разбирательства по делу NА64-2941/2016 и признано судом законным и обоснованным.
Как следует из указанного решения антимонопольного органа, ООО "ТЭКО-Сервис", осуществляя хозяйственную деятельность, связанную с вывозом твердых бытовых отходов, заказы на услуги по вывозу ТБО с собственниками жилых помещений в письменной форме путем составления документа (договора, квитанции, талона и т.п.) не оформляло, что свидетельствует об уклонении общества от согласования цены, порядка оплаты и других условий за оказываемые услуги.
Оспариваемое предписание направлено на устранение вышеперечисленных нарушений, содержит конкретный вид действий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части порядка заключения договоров на услуги по вывозу ТБО.
Учитывая изложенное, выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о соответствии оспариваемого предписания антимонопольного органа требованиям действующего законодательства судебная коллегия считает обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, основания для переоценки выводов суда в этой части отсутствуют.
Изменение в настоящее время порядка правового регулирования спорных правоотношений также не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как законность оспариваемого предписания судом проверялась на дату издания данного ненормативного правового акта, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А64-1078/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, которая установлена в статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
...
Оспариваемое предписание направлено на устранение вышеперечисленных нарушений, содержит конкретный вид действий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части порядка заключения договоров на услуги по вывозу ТБО."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2019 г. N Ф10-2319/19 по делу N А64-1078/2016