г.Калуга |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А83-9705/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от ООО "Симферопольская транспортная компания" (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Луговая, д.4, корп.2, пом.15): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Надинского, д.15): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Симферопольская транспортная компания" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 (судьи Омельчнко В.А., Привалова А.В., Яковлев А.С.) по делу N А83-9705/2018,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Симферопольская транспортная компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Управление, административный орган) от 10.05.2018 N ПСРК 00383 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьёй 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 оставить без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, указав на процессуальные нарушения при ведении административного дела, а именно: копия протокола об административном правонарушении получена обществом после вынесения оспариваемого постановления; нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как проводился плановый осмотр (рейд), а не выездная проверка.
Крымское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отзыва, либо пояснения, суду округа не представило.
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, общество с ограниченной ответственностью "Симферопольская транспортная компания" осуществляет деятельность по регулярной перевозке пассажиров на основании лицензии, выданной Крымским Межрегиональным УГАДН 15.10.2014 N АСС-82-000003.
13.09.2017 в 13 часов 40 минут в г.Симферополе, ул.Киевская (пост ГИБДД) на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации от 12.09.2017 N 132/2017, старшим государственным инспектором Крымского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Хомутиным М.А. проведен рейдовый осмотр транспортного средства Мерседес Бенц 0404 RHD с регистрационным номером А587ХН82, под управлением водителя Джелялова А.Х., на котором осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту "Симферополь-Джанкой", в результате которого выявлено отсутствие действующего на 13.09.2017 договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, что не соответствует требованиям части 1 статьи 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства N 132003 от 13.09.2017.
Крымским МУГАДН Ространснадзора 15.09.2017 направлен запрос в Национальный союз страховщиков в отношении ООО "Симферопольская транспортная компания" о наличии (отсутствии) договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров по состоянию на 13.09.2017 на автобусе марки Мерседес-Бенц 0404 RHD с регистрационным номером А587ХН82.
Согласно ответу от 19.09.2017 Национального союза страховщиков на вышеуказанный запрос в автоматизированной информационной системе НССО содержатся сведения о ряде действующих на 13.09.2017 договорах обязательного страхования, заключенных с ООО "Симферопольская транспортная компания", не включающих в перечень ТС автобус марки Мерседес-Бенц 0404 RHD с государственным регистрационным знаком А587ХН82. Кроме того, указанный автобус включен в договор GAJX21645025032000, срок действия которого истек 17.08.2017.
По состоянию на 18.09.2017 в АИС НССО не содержало сведений о каких-либо действующих 13.09.2017 договорах обязательного страхования, включающих в перечень ТС автобус марки Мерседес-Бенц 0404 RHD с государственным регистрационным знаком А587ХН82.
23.03.2018 в адрес ООО "Симферопольская транспортная компания" направлены два извещения о составлении протокола об административном правонарушении (на 27.04.2018 на 14-00) и о рассмотрении дела об административном правонарушении (на 10.05.2018 на 10-30).
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления на официальном сайте "Почта России" - 26.04.2018 в связи с истечением срока хранения (в почтовом отделении связи) указанная почтовая корреспонденция выслана обратно (возвращена) отправителю - оригинал письма с отметкой почтового отделения о причинах его возврата был представлен Управлением на обозрение суду в судебном заседании.
Кроме того вышеуказанные извещения о составлении протокола об административном правонарушении (на 27.04.2018 на 14-00) и о рассмотрении дела об административном правонарушении (на 10.05.2018 на 10-30) направлены Крымским МУГАДН Ространснадзора в адрес ООО "СТК" 23.03.2018 в 14:35 на официальный электронный адрес общества, указанный, в том числе, самим обществом в своем заявлении о переоформлении лицензии, а также в своем ходатайстве от 21.09.2017N 243 на имя начальника управления Крымского межрегионального Управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дурбажова С.В.
27.04.2018 старшим государственным инспектором Крымского межрегионального Управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Хомутиным М.А. в отношении ООО "Симферопольская транспортная компания" составлен протокол N 00108 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.
10.05.2018 старшим государственным инспектором Крымского межрегионального Управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Хомутиным М.А. вынесено постановление N ПСРК N 00383 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Симферопольская транспортная компания" к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "СТК" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019, в удовлетворении требований общества отказано.
Суды указали, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены и доказаны событие и состав правонарушения, обстоятельств: смягчающих, исключающих производство по делу, не установлено; процессуальных нарушений не выявлено.
Не согласившись с решением и постановлением общество обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 11.31. КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, регулирует Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон N 67-ФЗ), который устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является безопасность пассажиров.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в осуществлении перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.
Субъектом административного правонарушения является перевозчик, осуществивший перевозку пассажиров без страхования гражданской ответственности.
Общество осуществляет деятельность по регулярной перевозке пассажиров на основании лицензии, выданной Крымским Межрегиональным УГАДН 15.10.2014 N АСС-82-000003. Общество, как перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров, осуществляло перевозку пассажиров на транспортном средстве Мерседес Бенц 0404 RHD с регистрационным номером А587ХН82 без страхования гражданской ответственности, хотя имело возможность для соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.
В соответствии с частью 1 статьи 13.2 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования в том числе транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 13.2 Федерального закона N 94-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 13.09.2017 в 13 часов 40 минут в г.Симферополе, ул.Киевская (пост ГИБДД) на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации от 12.09.2017 N 132/2017, старшим государственным инспектором Управления Хомутиным М.А. проведен рейдовый осмотр транспортного средства Мерседес Бенц 0404 RHD с регистрационным номером А587ХН82, под управлением водителя Джелялова А.Х., на котором осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту "Симферополь-Джанкой", в результате которого выявлено отсутствие действующего на 13.09.2017 договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, о чем в тот же день составлен акт N 132003 планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства.
Отсутствие предусмотренного законом договора страхования подтверждено ответом Национального союза страховщиков N Исх.-959 от 19.09.2017.
Таким образом, административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены и доказаны событие и состав административного правонарушения; смягчающих ответственность обстоятельств не установлено; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено; в пределах санкции части 1 статьи 11.31. КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В своей жалобе общество ссылается на получение протокола об административном правонарушении от 27.04.2018 только 29.05.2018, в то время как оспариваемое постановление об административном правонарушении вынесено 10.05.2018.
Вместе с тем суд округа не усматривает нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности и не обеспечение ему права на защиту со стороны административного органа.
По материалам дела о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 27.04.2018 в 14 часов, о времени и месте рассмотрения материалов об административном правонарушении - 10.05.2018 в 10 часов 30 минут общество было извещено в письме от 23.03.2018 РПО N 29501018014478, которое поступило по месту регистрации общества до составления протокола об административном правонарушении, но не было получено обществом.
Сам протокол об административном правонарушении от 27.04.2018 направлен в адрес общества РПО N 29501022011630 и поступил по месту регистрации общества 30.04.2018, но не был получен самим обществом в отсутствие каких-либо препятствий к этому.
Кроме того, все извещения, протокол и постановление своевременно направлялись административным органом на адрес электронной почты общества, указанный им в заявлении о получении лицензии.
При таких обстоятельствах суд округа считает, что административным органом были предприняты все возможные меры по извещению общества и по предоставлению ему информации о вменяемом правонарушении, что исключает возможность согласится с доводами общества о существенных нарушениях процедуры привлечения к ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 по делу N А83-9705/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.