г. Калуга |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А36-15962/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Аникиной Е.А., Толкачевой И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.
при участии 06.06.2019 и 23.07.2019 от истца Воронова Б.К. (доверенности от 31.05.2019 N Д-ЛП/34, от 28.06.2019 N Д-ЛП/160), от ответчика Гончаровой Н.П. (доверенность от 01.05.2019 N УК/19/0014),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Куриное царство" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25 сентября 2018 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2019 года по делу N А36-15962/2017,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Липецкэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, г. Москва; далее - общество "МРСК Центра") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к открытому акционерному обществу "Куриное царство" (ОГРН 1054801000011, ИНН 4813007240, Липецкая обл.;
далее - общество "Куриное царство") о расторжении договора от 26.02.2013 N 40686275 (2599057) (далее - договор), взыскании 385 579,45 руб. убытков в виде расходов на выполнение мероприятий по подготовке к технологическому присоединению к электрическим сетям по договору.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2019 года, иск удовлетворен частично: с общества "Куриное царство" в пользу общества "МРСК Центра" взыскано 385 579,45 руб. убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано (суд первой инстанции: Коровин А.А.; апелляционный суд: Маховая Е.В., Серегина Л.А., Бумагин А.Н.).
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, общество "Куриное царство" просило отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 25 сентября 2018 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2019 года в части удовлетворения иска и распределения расходов по уплате государственной пошлины, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Центра" возразило против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
В судебном заседании представители общества "Куриное царство" и общества "МРСК Центра" подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
При рассмотрении кассационной жалобы суд отложил судебное разбирательство.
После отложения произведена замена судьи, судебное разбирательство произведено с самого начала.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование сетевой организации к заявителю о расторжении договора технологического присоединения к электрическим сетям, взыскании убытков в виде расходов на выполнение мероприятий для технологического присоединения к электрическим сетям по договору.
Суды в соответствии со ст.ст. 450, 779, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), п.п. 6, 16, 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), признали обязанным заявителя возместить сетевой организации расходы на выполнение мероприятий для технологического присоединения к электрическим сетям по договору.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора сетевая организация общество "МРСК Центра" выдало технические условия, разработало проектную документацию, построило линии электропередач для технологического присоединения к электрическим сетям, уведомило об этом заявителя (технические условия от 22.01.2013 N 2599057, т. 1 л. 12-13, договор подряда от 14.07.2014 N 4648007195, т. 1 л. 34-60, акт от 29.08.2014 N 219/3, 219/2, 2019/1, т. 1 л. 61, 63-69, платежное поручение от 17.09.2014 N 117123, письмо от 24.02.2015 N 22-2/1824, т. 1 л. 20-21), заявитель общество "Куриное царство" внесло 33 642, 03 руб. платы за технологическое присоединение, просило расторгнуть договор (платежные поручения от 18.12.2013 N 826, от 17.02.2014 N 349, 12.12.2014 N 428, т. 1 л. 17-19, обращение от 07.07.2015 N 2599057, т. 1 л. 22).
В п. 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, указано, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 6 Правил N 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Как правило, построенные и реконструированные объекты электросетевого хозяйства не передаются заказчику; силами сетевой организации создаются условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика с согласованной категорией надежности к электрической сети сетевой организации и для последующей передачи заказчику электрической энергии с определенными физическими характеристиками. В свою очередь, заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, пп. 16, 17 Правил N 861).
В таком виде договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения гл. 39 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах и о договоре (разд. III ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Отсутствие в специальных нормативных актах указания на возможность немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора не означает, что такого права у заказчика не имеется.
Иное толкование положений специального регулирования может привести к тому, что при отсутствии интереса заказчика в строительстве объекта, присоединение которого планировалось произвести к электрической сети ответчика, заказчик лишается возможности прекратить договорные отношения в установленных ГК РФ случаях и минимизировать свои убытки как в виде платы за технологическое присоединение, так и в виде предусмотренной договором ответственности за неисполнение обязательств по договору.
Таким образом, заявитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю (компании) фактически понесенных им расходов.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Поскольку заявитель отказался от исполнения договора, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования сетевой организации о расторжении договора.
В кассационной жалобе заявитель не указал доводы о несогласии с обжалуемыми судебными актами в части отказа в удовлетворения требования сетевой организации о расторжении договора.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков в связи с внесением заявителем платы за технологическое присоединение и возможностью использования сетевой организацией построенных объектов электросетевого хозяйства отклоняются на основании следующего.
Как изложено в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246 по делу N А45-12261/2015, при доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (ст. 65 АПК РФ).
Ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой организации по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что неравнозначно фактическим затратам. В то же время расходы сетевых организаций на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой организации, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа.
Суды установили, что во исполнение договора сетевая организация понесла расходы на подготовку и выдачу технических условий в размере 6 221,48 руб., изготовление проектной документации в размере 8 467,68 руб., выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ в размере 404 532,32 руб.
На основании п. 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;
В соответствии с п. 13 Приказа Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Приказ N 209-э/1) при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган определяет расходы сетевой организации на реконструкцию и (или) новое строительство, связанные с данным присоединением, объем которых согласно п. 7 Основ ценообразования учитывается при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также утверждает плату Заявителю за объем максимальной мощности, указанной в заявке (в тыс. рублей).
В указанную плату включаются:
- стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 16 (за исключением подпунктов "б" и "в") Методических указаний;
- стоимость конкретных мероприятий из Приложения N 1 для данного Заявителя в зависимости от способа его технологического присоединения к электрическим сетям, определенного техническими условиями.
Согласно п. 16 Приказ N 209-э/1 для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:
а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;
д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в п. 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в п. 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств Заявителя;
е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2012 N 58/11 (далее - Постановление N 58/11) установлены ставки за единицу мощности, стандартизированные тарифные ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго" энергопринимающих устройств заявителей.
В приложении N 2 Постановления N 58/11 установлены:
- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, не включающая в себя строительство объектов электросетевого хозяйства, а именно: расходы на подготовку, выдачу и согласование технических условий, проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий, участие в осмотре присоединяемых устройств заявителя должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору, осуществление фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям, в размере 55,35 руб. за кВт;
- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на строительство воздушных линий электропередачи для уровня напряжения 6-10 кВ в размере 216 420 руб. за км.
Управление энергетики и тарифов Липецкой области на 2013 год утвердило стоимость мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности, не включающие в себя строительство объектов электросетевого хозяйства, а именно:
- подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю в размере 24,87 руб. за кВт/ч;
- проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 14,28 руб. за кВт/ч.
В приложении N 2 Постановления N 58/11 определены формулы для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям общества "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго" исходя из стандартизированных тарифных ставок.
Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов в лице филиала автономного учреждения по Липецкой области 25.06.2013 утвердил индексы изменения сметной стоимости на III квартал 2013 года.
В соответствии с п. 1 договора максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 212 кВт.
Согласно п. 10.1.1 Технических условий от 22.01.2013 N 2599057 сетевая организация осуществляет строительство новых линий электропередачи от опоры N 89 ВЛ-10 кВ "Инициатор" смонтировать ВЛ-10 кВ ориентировочной протяженностью 15 м.
Суды проверили расчет истца убытков исходя из установленных тарифным органом стандартизированных тарифных ставок по формулам с применением согласованных показателей мощности энергопринимающих устройств, а также фактически понесенных сетевой организацией экономически обоснованных расходов на подготовку и выполнение мероприятий для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в виде строительства новых линий электропередачи ориентировочной протяженностью 15 м.
При этом в обоснование доводов ответчик не представил в материалы дела доказательств возможности использования сетевой организацией построенных по индивидуальному проекту во исполнение договора и Технических условий от 22.01.2013 N 2599057 новых линий электропередачи для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Указанные расходы подтверждены представленными в материалы дела надлежащими доказательствами. Суды учли, что заявитель внес 33 642,03 руб. платы за технологическое присоединение.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суды пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с заявителя в пользу сетевой организации 385 579,45 руб. убытков в виде расходов на выполнение мероприятий по подготовке к технологическому присоединению к электрическим сетям по договору.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на оценку доказательств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленные в ст.ст. 286, 287 АПК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25 сентября 2018 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2019 года по делу N А36-15962/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе:
...
В соответствии с п. 13 Приказа Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Приказ N 209-э/1) при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган определяет расходы сетевой организации на реконструкцию и (или) новое строительство, связанные с данным присоединением, объем которых согласно п. 7 Основ ценообразования учитывается при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также утверждает плату Заявителю за объем максимальной мощности, указанной в заявке (в тыс. рублей).
...
Согласно п. 16 Приказ N 209-э/1 для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:"
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2019 г. N Ф10-1884/19 по делу N А36-15962/2017