г.Калуга |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А64-3558/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Козелкина И.И., Платова Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Савенковой Т.Г.,
при участии от акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" Светкиной Е.А. по доверенности от 15.01.2019 N 68 АА 1164353, от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова Тамбовской области Пачиной Ю.А. по доверенности от 28.03.2019 N 2-40-505/19,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2018 и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А64-3558/2018,
установил:
акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы", ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909 (далее - АО "Тамбовские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 13.11.2018-20.11.2018, к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова Тамбовской области, ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680 (далее - Администрация) о взыскании за счет средств казны муниципального образования городской округ - город Тамбов 634 765 руб. 14 коп. убытков, возникших в результате осуществления комплекса аварийно-восстановительных работ по ремонту канализационного коллектора.
Определением от 22.08.2018 судом в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов администрации города Тамбова, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области и Жилищный комитет администрации города Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2018 (судья Белоусов И.И.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2018 (судьи Маховая Е.В., Мокроусова Л.М., Серегина Л.А.), в удовлетворении исковых требований отказано.
АО "Тамбовские коммунальные системы", не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2018, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что канализационный коллектор Д=1000 мм, расположенный по улице Набережная города Тамбова в районе пересечения с улицей М.Горького, не был передан АО "Тамбовские коммунальные системы" по передаточному акту в рамках договора аренды, соответственно на эксплуатационной ответственности у истца не числится, следовательно является бесхозяйным объектом, бремя содержания которого, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), возложено на муниципальное образование. Считает необоснованными ссылки судов на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2018 по делу N А64-3189/2018, а также на соглашение о порядке взаимодействия от 28.12.2009 N 01-11-126/9. Ссылается, что вывод судов о том, что ремонтные работы проводились истцом на сетях, по которым он осуществляет водоотведение для потребителей своих услуг, которые оплачивают ему услуги по соответствующим тарифам, является неверным, поскольку затраты на ремонт и эксплуатацию данных сетей в тариф для АО "Тамбовские коммунальные системы" не были включены, соответственно указанные затраты являются для истца убытками. Указывает на наличие совокупности элементов состава гражданско-правовой ответственности ответчика в виде возмещения вреда.
Представитель АО "Тамбовские коммунальные системы" в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании кассационной инстанции, с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят судебные акты первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комитет финансов администрации города Тамбова, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области и Жилищный комитет администрации города Тамбова надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и видно из материалов дела, АО "Тамбовские коммунальные системы" является гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов, которое осуществляет хозяйственную деятельность на территории города Тамбова на основании долгосрочных договоров аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, объектов инженерной инфраструктуры.
07.10.2005 муниципальным образованием - город Тамбов (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Тамбовские коммунальные системы" (в настоящее время - АО "Тамбовские коммунальные системы") (арендатор) заключен договор аренды N 3 движимого имущества (долгосрочный) (в редакции дополнительного соглашения от 08.12.2016) (далее - договор аренды), по условиям которого арендодатель, на основании решения Тамбовской городской Думы от 20.07.2005 N 26 и постановления администрации города Тамбова, сдает, а арендатор по передаточному акту принимает в аренду муниципальное имущество согласно перечню (приложение N 1) для использования в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования - город Тамбов услугами по энерго-, тепло-, водоснабжению и водоотведению.
24.11.2017 произошло повреждение канализационного коллектора Д = 1000 мм, расположенного по улице Набережная города Тамбова в районе пересечения с улицей М.Горького.
Несмотря на то, что указанный канализационный коллектор не числится в перечне арендованного АО "Тамбовские коммунальные системы" имущества по договору аренды и соответственно на техническое обслуживание не передавался, истец, в целях недопущения ухудшения процессов жизнеобеспечения населения, осуществил комплекс аварийно-восстановительных работ по ремонту спорного коллектора.
АО "Тамбовские коммунальные системы" письмом от 05.04.2018 N 01-05-1010 обратилось в адрес главы города Тамбова с требованием о возмещении понесенных затрат, полученных в результате выполненных аварийно-восстановительных работ.
Поскольку претензионные требования Администрацией остались без удовлетворения, АО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии правомерности предъявленных истцом требований.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (статья 15 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из смысла названных норм права, для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков, в том числе и их размер.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией признается организация осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Согласно статье 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами, АО "Тамбовские коммунальные системы" в соответствии с постановлением администрации города Тамбова от 06.07.2015 N 5186 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов" определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов с зоной деятельности - территория городского округа город Тамбов.
АО "Тамбовские коммунальные системы" обеспечивает холодное водоснабжение и водоотведение абонентов, присоединенных в установленном порядке к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения; заключает договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Из-за повреждения канализационного коллектора Д = 1000 мм, расположенного по улице Набережная города Тамбова в районе пересечения с улицей М.Горького, которое произошло 24.11.2017, истец осуществил комплекс мер по устранению аварии.
Судами первой и апелляционной инстанций верно отмечено, что спорный канализационный коллектор не числится в перечне арендованного истцом по договору аренды имущества и так же не числится в реестре муниципального имущества города Тамбова.
Вместе с тем, 28.12.2009 муниципальным образованием "город Тамбов" (муниципальное образование) и открытым акционерным обществом "Тамбовские коммунальные системы" (в настоящее время - АО "Тамбовские коммунальные системы") (оператор) заключено соглашение о порядке взаимодействия N 01-11-126/9 (далее - соглашение).
Пунктом 2.3 соглашения на оператора возложена обязанность выполнять аварийно-восстановительные работы в случае обнаружения в зоне ответственности уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности и через которые поставляются коммунальные ресурсы (вода, тепло, электроэнергия), а также осуществляется водоотведение.
Подпунктом "в" пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт "г" пункта 34 Правил N 644).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, АО "Тамбовские коммунальные системы" как гарантирующая организация обязана осуществлять техническое обслуживание канализационных городских сетей с целью обеспечения потребителей города Тамбова, в том числе потребителей истца качественными услугами по холодному водоснабжению и водоотведению и, в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах водопроводно-канализационного хозяйства, принимать все необходимые меры по их устранению и нести соответствующие затраты.
Кроме того, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, поскольку спорный канализационный коллектор является фактически частью канализационной сети, с использованием которой истец оказывает коммерческие услуги потребителям города Тамбова по водоотведению, то именно АО "Тамбовские коммунальные системы" является организацией получающей коммерческую выгоду от фактического использования данного канализационного коллектора и несет бремя его содержания.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, поскольку именно на АО "Тамбовские коммунальные системы" в силу закона, условий договора аренды и соглашения лежит обязанность по осуществлению аварийно-восстановительных мер спорного канализационного коллектора.
Ссылка заявителя о не включении в тариф расходов АО "Тамбовские коммунальные системы" на содержание бесхозяйного имущества является несостоятельной, поскольку истцом не представлено доказательств обращения для их включения в тариф в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Обжалованные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2018 и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А64-3558/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.