г.Калуга |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А83-13442/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Шелудяева В.Н. |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой О.М.
при участии в заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Газдиевой М.Б. - не явились, о месте о времени разбирательства извещены надлежащим образом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Крым - Ибрагимова М.М. по доверенности от 12.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании, путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Газдиевой Малкан Башировны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2018 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 (судьи Градова О.Г., Голик В.С., Малышева И.А.) по делу N А83-13442/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Газдиева Малкан Башировна (далее - ИП Газдиева М.Б., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Крым (далее - МИФНС N 2) N 31/11-40 от 13.08.2018 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и представления N 31 от 31.08.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2018 г., оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 г., ИП Газдиевой М.Б. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанции, ИП Газдиева М.Б. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Податель кассационной жалобы своих представителей в судебное заседание не направила, о месте и времени разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель МИФНС N 2 в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, приведя доводы, изложенные в письменном отзыве.
В качестве доводов кассационной жалобы предприниматель указывает, что суды не дали должной оценки соблюдения административным органом требований Административного регламента при проведении проверки, при этом в материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии вины у предпринимателя, судами неправильно применены нормы материального права в части выводов об обязанности использования предпринимателем контрольно-кассовой техники в составе каждого платежного терминала.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения представителя налогового органа, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов первой и апелляционной инстанций, в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.06.2018 на основании поручения N 15/11-47 сотрудниками МИФНС N 2 без участия ИП Газдиевой М.Б. по адресу: Республика Крым, Первомайский р-н, пгт. Первомайское, ул. Ленина, дом 164 (магазин "Продукты"), проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, о чем составлен акт N 9106/11/005882.
Из данного акта и выданного платежным терминалом в 12.47 ч. 28.06.2018 кассового чека следует, что через установленный в магазине "Продукты" в Республике Крым, Первомайский р-н, пгт. Первомайское, ул. Ленина, дом 164, платежный терминал N 10388974, принадлежащий ИП Газдиевой М.Б., совершена операция с наличными денежными средствами в сумме 50 руб. на пополнение счета сотовой связи МТС, а именно принят платеж на сумму 50,00 руб. в том числе комиссия - 6,00 руб., о чем выдан кассовый чек N450, в котором отсутствовали фамилия, имя и отчество предпринимателя. Согласно карточки регистрации контрольно-кассовой техники N 0001319854041004 от 30.08.2017 г.- контрольно-кассовая техника PAYONLINE-01-ФА заводской N 0540460005009714 зарегистрирована по адресу: 296500, Республика Крым, г. Евпатория, ул. 60 Лет ВЛКСМ, 10а, но в тоже время платежный терминал N 10388974 расположенный по адресу: 296300, Республика Крым, Первомайский р-н, пгт. Первомайское, ул. Ленина, 164 (магазин "Продукты") выдает кассовые чеки с реквизитами контрольно-кассовой техники PAYONLINE -01-ФА заводской N 0540460005009714, регистрационный N 0001319854041004, зарегистрированная по адресу: 296500, Республика Крым, г. Евпатория, ул. 60 Лет ВЛКСМ, 10а. В результате установлено применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям Федерального Закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федерального Закона N 54-ФЗ).
Копия поручения на проведение проверки от 28.06.2018, акт проверки от 28.06.2018, с указанием даты и времени составления протокола об административном правонарушении направлен предпринимателю сопроводительным письмом от 29.06.2018 посредством почтовой связи и был получен предпринимателем 03.07.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта "Почта России".
30.07.2018 в отношении предпринимателя составлен протокол N 9106/005882/2 об административном правонарушении и 13.08.2018 начальник МИФНС N 2 вынес оспариваемое постановление N31/11-40 о назначении административного наказания, в соответствии которым ИП Газдиева М.Б. признана виновной в совершении правонарушения, ответственности за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3.000 руб.
Протокол с указанием даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного индивидуального предпринимателя, направлен в адрес ИП Газдиевой М.Б. сопроводительным письмом от 31.07.2018 и получен адресатом 02.08.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта "Почта России".
Также 13.08.2018 начальником МИФНС N 2 в адрес ИП Газдиевой М.Б. вынесено представление N 31 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым предписано зарегистрировать контрольно-кассовую технику по адресу местонахождения терминала: Республика Крым, Первомайский р-н, пгт. Первомайское, ул. Ленина, 164 (магазин "Продукты").
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением ИП Газдиева М.Б. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оснований для признания незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и признания недействительным представления не установлено.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения.
Объективная сторона правонарушения выразилась в том, что 28.06.2018 в 12:47 ч. по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, ул. Ленина, 164, проведена операция с наличными денежными средствами на 50 руб. - пополнение счета МТС с взиманием комиссионного вознаграждения, через зарегистрированный за ИП Газдиевой М.Б. платежный терминал N 10388974 с выдачей чека без указания фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, с указанием ККТ заводской N 0540460005009714, регистрационный N 0001319854041004, установленный согласно регистрационный карточке по другому адресу: г. Евпатория, ул. 60 лет ВЛКСМ, 10-А, что подтверждается актом проверки 28.06.2018, чеком о совершении платежа с применением названного платежного термина с ККТ с регистрационным N 0001319854041004, карточкой регистрации ККТ, протоколами опроса свидетелей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт оказания услуги оплаты мобильной связи за наличный расчет с нарушением порядка применения ККТ, а именно с указанием ККТ, зарегистрированного по другому адресу, без указания в чеке фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, руководствуясь положениями статей 1.2, пункта 2 статьи 4, пункта 1 статьи 4.3, пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, статей 2, 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", суды пришли к верному выводу, что действие (бездействие) предпринимателя образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
При этом суды исходили из того, что каждый платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику. После регистрации в налоговом органе ККТ эта техника применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом). после регистрации в налоговом органе ККТ эта техника применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом). Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать в числе иных обязательных реквизитов том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя; регистрационный номер контрольно-кассовой техники, заводской номер экземпляра модели фискального накопителя, фискальный признак документа, порядковый номер фискального документа, фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).
Доказательств того, что ИП Газдиевой М.Б. были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Судами правомерно установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 4 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Также судами двух инстанций не было установлено оснований для признания незаконным представления N 31 от 31.08.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Оснований для переоценки выводов судов в данной части у суда округа также не имеется.
Ошибочным является ссылка заявителя на письмо ФНС России от 27.06.2017 N ММВ-20-20/96@, поскольку оно адресовано руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, носит рекомендательный характер и не входит в систему законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы ИП Газдиевой М.Б., изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу N А83-13442/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт оказания услуги оплаты мобильной связи за наличный расчет с нарушением порядка применения ККТ, а именно с указанием ККТ, зарегистрированного по другому адресу, без указания в чеке фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, руководствуясь положениями статей 1.2, пункта 2 статьи 4, пункта 1 статьи 4.3, пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, статей 2, 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", суды пришли к верному выводу, что действие (бездействие) предпринимателя образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
...
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 4 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
...
Ошибочным является ссылка заявителя на письмо ФНС России от 27.06.2017 N ММВ-20-20/96@, поскольку оно адресовано руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, носит рекомендательный характер и не входит в систему законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2019 г. N Ф10-2883/19 по делу N А83-13442/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2883/19
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13442/18
22.03.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-212/19
03.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13442/18