г. Калуга |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А09-4710/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
||
судей |
Елагиной О.К. Платова Н.В. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца ООО "Газпром энергосбыт Брянск"
|
|
представитель не явился, извещен, |
|
от ответчика ООО "Жилсервис"
|
|
Стрелкова В.В. (доверенность от 10.10.2018 N 962), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А09-4710/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Газпром энеросбыт Брянск", далее - ООО "Газпром энергосбыт Брянск", истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис", ответчик) о взыскании задолженности за отпущенную электрическую энергию по договору энергоснабжения N Ф90 от 08.12.2015 в период с февраля по март 2018 года в сумме 417 465 руб. 37 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Жилсервис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и приняв новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о наличии у него обязанности производить оплату за потребленную собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах электроэнергию на содержание общедомового имущества за спорный период, поскольку истец 21.04.2017 отказался от заключенного сторонами договора N Ф90 от 08.12.2015 и тем самым, стал исполнителем соответствующей коммунальной услуги для собственников МКД.
Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.12.2015 между истцом (продавец) и ответчиком (покупатель) заключен договор энергоснабжения N Ф90, согласно условиям которого покупатель приобретает электрическую энергию для целей оказания собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения (пункт 2.2 договора).
В разделе 5 договора сторонами определены цена договора и порядок расчетов.
Согласно пункту 7.4 договора продавец вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при наличии у покупателя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед продавцом за поставленную электрическую энергию в размере, превышающем ее стоимость за 3 расчетных периода (расчетных месяца).
В период с февраля по март 2018 года истец отпустил электрическую энергию на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, объем которой определен на основании актов о снятии показаний приборов учета электроэнергии за февраль, март 2018 года, подписанных сетевой организацией (ОАО "РЖД") и потребителем (ответчиком) и выставил ответчику счета-фактуры (т. 1, л.д. 31-32).
Направленные в адрес ответчика претензии с требованием оплатить долг за потребленную электрическую энергию в феврале 2018 года в размере 206 274 руб. 31 коп. и в марте 2018 года в размере 211 191 руб. 06 коп. оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства в порядке главы 7 АПК РФ и руководствуясь при этом статьями 309, 310, 539, 544 ГК РФ, пришел к выводу о том, что факт потребления электрической энергии на содержание общедомового имущества, ее объем и стоимость подтверждены представленными в дело доказательствами, при этом оплата потребленной электроэнергии в полном объеме ответчиком не произведена.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Оспаривая принятые по делу судебные акты, заявитель жалобы ссылается на то, что он не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку истец отказался от заключенного с ответчиком договора энергоснабжения.
Указанный довод был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую оценку.
Как установлено судом, истец письмом от 21.04.2017 исх. N 21/3282 (т. 1, л.д. 51), ссылаясь на пункт 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), подпункт "а" пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), направил ответчику уведомление об отказе с 00-00 час. 01.06.2017 в одностороннем порядке от договора от 08.12.2015 N Ф90 в части снабжения коммунальным ресурсом (электрическая энергия) в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, в отношении которых заключен договор с ООО "Жилсервис" в связи с наличием по состоянию на 31.03.2017 задолженности Управляющей компании перед гарантирующим поставщиком в размере 3 673 151 руб. 67 коп., превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса более чем за 3 расчетных периода.
Указанное обстоятельство, по мнению заявителя жалобы, исключает наличие обязательств управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией по оплате спорного объема электроэнергии, потребленной на содержание общедомового имущества спорных многоквартирных домов.
Между тем, указанный довод заявителя жалобы ошибочен, поскольку не основан на нормах материального права.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Если подача абоненту электроэнергии осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставлению потребителю коммунальных услуг.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту "а" пункта 30 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для ресурсоснабжающей организации - на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).
Вместе с тем, в части поставки коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, такое право у ресурсоснабжающей организации с 01.01.2017 - момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 - отсутствует, поскольку с 01.01.2017 плата за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме) внесена в состав платы, взимаемой управляющей организацией с потребителей за содержание и ремонт жилого помещения за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Кроме того, как правильно отметил суд, из уведомления N 21/3282 от 21.04.2017 об одностороннем отказе от договора энергоснабжения следует, что истец отказался от указанного договора заключенного с ответчиком в части снабжения электрической энергией жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, но не в части поставки энергоресурса на общедомовые нужды (т. 1, л.д. 51).
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к правомерному выводу о наличии у управляющей компании обязательства по оплате электроэнергии, потребленной на содержание общедомового имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Расчет спорной суммы задолженности судом проверен и признан соответствующим требованиям действующего законодательства с отклонением доводов ответчика, не представившего контррасчет и иные доказательства в подтверждение обоснованности своих возражений.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А09-4710/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
О.К.Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "а" пункта 30 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для ресурсоснабжающей организации - на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).
Вместе с тем, в части поставки коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, такое право у ресурсоснабжающей организации с 01.01.2017 - момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 - отсутствует, поскольку с 01.01.2017 плата за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме) внесена в состав платы, взимаемой управляющей организацией с потребителей за содержание и ремонт жилого помещения за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
...
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2019 г. N Ф10-3004/19 по делу N А09-4710/2018