г.Калуга |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А83-2016/2019 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (295034, г. Симферополь, ул. Киевская, д.125, корп.Б, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) - не явились;
от заинтересованного лица: государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" (295001, г. Симферополь, ул. Ленина, д.15, ОГРН 1149102181524, ИНН 9102066790) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.03.2019 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 (судьи Привалова А.В., Омельченко В.А., Яковлев А.С.) по делу N А83-2016/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" (далее - институт) финансовых санкций в сумме 1500 рублей за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах за июль 2017 года.
Решением суда от 12.03.2019 управлению отказано в удовлетворении его заявления.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, его заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, институт, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в установленный законом срок - до 15.08.2017 (а именно - 01.08.2017) подало сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года в отношении 209 застрахованных лиц.
Самостоятельно обнаружив несоответствие в представленных сведениях (в составе представленной отчетности не отражены сведения на 3 застрахованных лица), институт 25.02.2018 направил управлению дополняющую форму отчета СЗВ-М за июль 2017 г. в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В связи с представлением институтом дополняющей формы СЗВ-М за июль 2017 года управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по результатам которой составлен акт от 09.04.2018 N 091S18180006020, на основании которого управление 22.05.2018 приняло решение N 091S19180008389 о привлечении института к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1500 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений о трех застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
В связи с вступлением решения в силу, управление выставило требование N 091S01180012405 от 18.06.2018 об уплате финансовых санкций в сумме 1500 руб. в срок до 10.07.2018, которое направило в адрес института 22.06.2018.
Так как институт добровольно в установленный срок не уплатил 1500 руб. штрафа, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы управления, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о необоснованности заявленного требования, отказал в его удовлетворении.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" институт является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Суд установил, что институт самостоятельно выявил недостающие сведения в представленном в установленный законом срок отчете СЗВ-М за июль 2017 г. и представил дополняющую форму СЗВ-М, и пришел к выводу, что в таком случае в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, финансовые санкции применяться не должны.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 39 названной Инструкции финансовые санкции не применяются при условии, что страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представил уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, а в рассматриваемом случае институт представил дополняющую форму в отношении иных застрахованных лиц, сведения о которых ранее не представлялись, не заслуживает внимания.
Как указано выше, законом страхователю предоставлено право дополнять переданные им сведения персонифицированного учета.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа недопустим. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, институт реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичный подход высказан Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 05.09.2018 по делу N 303-КГ18-5702.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал управлению в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А83-2016/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил, что институт самостоятельно выявил недостающие сведения в представленном в установленный законом срок отчете СЗВ-М за июль 2017 г. и представил дополняющую форму СЗВ-М, и пришел к выводу, что в таком случае в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, финансовые санкции применяться не должны.
...
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа недопустим. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, институт реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 августа 2019 г. N Ф10-3163/19 по делу N А83-2016/2019