г.Калуга |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А68-14657/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Автовокзалы и автостанции Тульской области" Рожковой Н.Д. по доверенности от 18.07.2017, от общества с ограниченной ответственностью "АвтоСтар" Соломатина Р.А. по доверенности от 01.06.2017 и Шиенкова К.В. по доверенности от 14.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоСтар" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А68-14657/2017,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоСтар", ОГРН 1107154017563, ИНН 7116505324 (далее - ООО "АвтоСтар") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автовокзалы и автостанции Тульской области", ОГРН 1167154082941, ИНН 7128012179 (далее - ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области") о взыскании 366 000 руб. 00 коп. задолженности по агентскому договору от 01.01.2017 N 5 по организации отправления пассажиров на объекте транспортной инфраструктуры и принятии провозной платы за выданные документы пассажирам автобусов пригородных и межрегиональных маршрутов.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2018 (судья Глазкова Е.Н.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (судьи Стаханова В.Н., Большаков Д.В., Тимашкова Е.Н.), исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "АвтоСтар", не соглашаясь с выводами, содержащимися в мотивировочной части решения от 24.10.2018 как не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит полностью отменить постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 и изменить решение Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2018, исключив из него следующие выводы:
1. "Таким образом, только уполномоченный федеральный орган вправе по заявлению перевозчика внести изменения в расписание.
Суд полагает, что истец неверно толкует пункт 2.5.2 агентского договора N 5, как основание для самостоятельного изменения перевозчиком - принципалом расписания движения автобусов" (абзац 5, 6 стр. 7 решения)";
2. "Системное толкование условий договора позволяет сделать вывод о том, что такие изменения будут вноситься уполномоченным органом и именно об этих изменениях перевозчик должен уведомлять агента.
Данные выводы суда подтверждаются ответом Минтранса России от 21.12.2017 на запрос ответчика (т. 1 л.д. 76)" (абзац 8, 9 стр. 7 решения)";
3. "Суд полагает, что внесение изменений в расписание самим перевозчиком позволяет ему злоупотреблять правом, а именно исключая из расписания рейсы, и не внося в него изменения в установленном порядке, ООО "АвтоСтар" лишает возможности других перевозчиков, желающим осуществлять перевозку по указанному маршруту, реализовать свое право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в Минтрансе РФ" (абзац 2 стр. 7 решения)".
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на ошибочное отожествление судом понятий "внесение изменений в межрегиональный маршрут регулярных перевозок" и "отмена рейса в соответствии с заключенным сторонами договором". Полагает, что административный механизм статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), допускающий изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту, к настоящему спору отношения не имеет, поскольку отношения сторон урегулированы агентским договором, который определил права и обязанности сторон в вопросе, требующим изменять количество осуществляемых перевозчиком рейсов. ООО "АвтоСтар" полагает, что сформулированные в агентском договоре механизмы взаимодействия сторон до введения в действие Закона N 220-ФЗ обеспечивают нормальный уровень совместного оказания услуг населению, и если перевозчик считает необходимым по каким-либо причинам отменить часть рейсов и своевременно уведомляет об этом агента, ссылаясь на пункт 2.4.2 агентского договора, последний не вправе отказать перевозчику, независимо от того, внесены ли им соответствующие изменения в реестр маршрутов межрегиональных перевозок. Считает некорректной ссылку суда на письмо Минтранса Российской Федерации от 21.12.2017, как на доказательство по делу, поскольку данный документ доказательной силой не обладает, а представляет собой мнение по вопросу изменения расписания. Не согласен с выводом суда о том, что перевозчик злоупотребляет правом внося изменения в расписание, поскольку исключив из расписания рейсы и не внеся в него изменения, истец лишил возможности других перевозчиков реализовать свое право на осуществление перевозок по данному маршруту. Полагает, что данный вывод судом не мотивирован, не основан на законе и противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Представители ООО "АвтоСтар" в суде кассационной инстанции поддержали доводы жалобы в полном объеме.
ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, 01.01.2017 обществом с ограниченной ответственностью "Автотрейд" (далее - ООО "Автотрейд") (в настоящее время - ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области") (агент) и ООО "АвтоСтар" (перевозчик - принципал) заключен агентский договор N 5 по организации отправления пассажиров на объекте транспортной инфраструктуры и принятии провозной платы за выданные документы пассажирам автобусов пригородных и межрегиональных маршрутов (далее - договор), по условиям которого агент обязуется за вознаграждение совершить по поручению перевозчика - принципала от его имени и за его счет юридические и иные действия, предусмотренные настоящим договором, а именно: осуществить на автовокзале/автостанции агента продажу пассажирам проездных документов и принимать от них провозную плату, а также принимать оплату за провоз багажа по регулярным межрегиональным и пригородным маршрутам, выполняемым автобусами, принадлежащими перевозчику - принципалу, предоставлять для этих целей в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, услуги по предоставлению объекта транспортной инфраструктуры: Автовокзал "Новомосковск" по адресу: город Новомосковск, улица Комсомольская, дом 1Б и предоставление иных услуг, предусмотренных настоящим договором по маршрутам N 775 А/в Новомосковск-Москва (а/с "Красногвардейская").
Согласно пункту 2.1 договора стороны обязались неукоснительно выполнять требования Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), Закона N 220-ФЗ, а также другие законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность сторон в процессе реализации предмета договора.
В пункте 2.2 договора стороны согласовали обязанности агента, в том числе агент обязан оказывать услуги по предоставлению объекта транспортной инфраструктуры; производить текущую и предварительную продажу билетов пассажирам и от них провозную плату на автобусы перевозчика-принципала, согласно тарифам установленными последним, а в случае государственного регулирования тарифов - уполномоченным государственным органом, в том числе с использованием системы интернет-продажи билетов.
В свою очередь, согласно пункту 2.4 договора перевозчик - принципал обязан, в том числе своевременно письменно извещать агента обо всех изменениях в маршруте движения, расписании, тарифах и иных существенных условиях организации перевозок не позднее чем за 14 дней до их предполагаемого изменения; выполнять все рейсы, указанные в расписании; соблюдать установленную схему движения автобусов по маршруту следования; осуществлять перевозки в строгом соответствии с маршрутом регулярных перевозок, согласованным в установленном порядке и указанным в свидетельстве об осуществлении перевозок и не производить посадку и высадку пассажиров при начале или окончании рейса вне автовокзала/автостанции; оплачивать агенту оказанные услуги, в том числе агентское вознаграждение в порядке и размере, установленном настоящим договором.
В соответствии с пунктом 2.5.2 договора тарифы на перевозку пассажиров по маршрутам и расписание движения автобусов устанавливаются перевозчиком-принципалом и не подлежат изменению со стороны агента.
Согласно пункту 2.5.11 договора агент обеспечивает вокзальное и диспетчерское обслуживание автобусов и экипажей водителей перевозчика - принципала, а именно:
- выделяет площадку (платформу) для прибытия и отправления автобусов перевозчика - принципала, а также площадку для их отстоя;
- отправляет автобусы в рейс строго по утвержденному расписанию;
- производит в путевых листах водителей отметки фактического прибытия и отправления автобусов, проверяет билетно-учетные листы, посадочные ведомости;
- выдает водителям оформленные посадочные ведомости;
- информирует водителей о погодных условиях и дорожной обстановке на маршруте, а в необходимых случаях прекращает движение автобусов или снимает с графика движения;
- обеспечивает для водителей возможность пользования в служебных целях телефонной связью;
- осуществляет контроль за наличием у пассажиров, находящихся в салоне автобуса, билетов на проезд и провоз багажа;
- обеспечивает режим работы автовокзалов/автостанций в соответствии с расписанием движения автобусов;
- при изменении пассажиропотока вносит предложения по корректировке расписания.
В разделе 3 договора стороны согласовали свои финансовые отношения.
Перевозчик - принципал ежемесячно выплачивает агенту вознаграждение в размере 18% от суммы реализованных агентом билетов на проезд пассажиров и 50% от суммы реализованных агентом багажных квитанций за провоз багажа. Авансовые платежи за текущий месяц продаж за минусом агентского вознаграждения перечисляются подекадно.
Окончательный расчет по выручке от реализации билетов, за исключением агентского вознаграждения агента и суммы штрафов, перечисляются на расчетный счет перевозчика - принципала в течение 7-ми банковских дней с момента предоставления отчета агента за предшествующий отчетный месяц. Отчеты за предшествующий месяц предоставляются агентом в течение 7-ми дней после окончания отчетного месяца. Сумма собранных страховых взносов по обязательному страхованию пассажиров перечисляется страховой компании перевозчиком-принципалом самостоятельно (пункты 3.1 - 3.6 договора).
За недопоставку установленного расписанием количества автобусов (срыв рейса) перевозчик - принципал уплачивает агенту штраф в размере суммы всех проданных на данный рейс перевозочных документов (билетов и багажных квитанций), но не менее 1000 (одной тысячи) рублей за каждый сорванный рейс, основанием для предъявления штрафа служит выписка из диспетчерского журнала или акт (приложение N 1) (пункт 4.5 договора).
При этом, в силу подпункта 4.5.1 договора срывом рейса признается: неприбытие автобуса на территорию автовокзала/автостанции ко времени отправления в рейс согласно расписанию; подача автобуса в рейс с опозданием свыше 1 (одного) часа по вине перевозчика - принципала; неподача на перрон или не отправление автобуса по вине перевозчика - принципала; непредоставление перевозчиком - принципалом пассажирам в автобусе посадочных мест, согласно купленным билетам в кассах агента; снятие автобуса с маршрута по причине прибытия в антисанитарном состоянии, без соответствующей экипировки или необорудованным в соответствии с требованиями настоящего договора и действующего законодательства Российской Федерации; подача автобуса, не прошедшего предрейсовый технический осмотр, либо признанного в результате этого осмотра технически неисправным; подача автобуса, оборудованного для перевозки менее 17 пассажиров, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами и обычаями делового оборота.
Согласно подпункту 4.5.2 договора штрафы за срыв рейса предъявляются также и в случаях срыва дополнительно заявленных перевозчиком - принципалом рейсов.
В связи с реорганизацией в форме присоединения стороны в дополнительном соглашении от 23.05.2017 N 2 к договору определили считать правопреемником прав и обязанностей ООО "Автотрейд" - ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области".
В период исполнения договора ООО "АвтоСтар" в письме от 21.06.2017 N 88, в связи с уменьшением пассажиропотока, просило ответчика о закрытии с 03.07.2017 текущей и предварительной продажи билетов по маршруту "Новомосковск - Москва" на следующие рейсы: 04-20, 06-50, 09-20, 12-20, 15-20, 18-20.
В ответе от 26.06.2017 на данное письмо ответчик сообщил, что расписание межрегионального маршрута в соответствии со статьей 4 Закона N 220-ФЗ изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем обращение об отмене рейсов будет рассмотрено после внесения соответствующих изменений в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок Министерства транспорта Российской Федерации.
Истец повторно письмом от 04.08.2017 N 117 просил ответчика в связи с уменьшением пассажиропотока закрыть с 15.08.2017 текущую и предварительную продажу билетов по маршруту "Новомосковск - Москва" на следующие рейсы: 04-20, 06-50, 09-20, 12-20, 15-20, 18-20.
В письме от 21.09.2017 N 81 ответчик обратил внимание истца на нарушение условий договора, в связи с ежедневным невыполнением 6-ти рейсов по установленному маршруту регулярных перевозок N 775, и сообщил о применении положений пункта 4.5 договора.
Письмами от 26.10.2017 N 107 и 106 ответчик направил в адрес истца акты о нарушении договора за период с 15.08.2017 по 31.08.2017 и с 01.09.2017 по 30.09.2017 с актами о выполненных работах за тот же период, сообщил о допущенных перевозчиком срывах рейсов и со ссылкой на пункт 2.4.5 договора о применении к истцу меры ответственности, предусмотренной пунктом 4.5 договора.
На основании указанных документов ответчик удержал из провозной платы, причитающейся истцу, штрафы за срыв рейсов в августе 2017 года в сумме 102 000 руб. 00 коп., в сентябре 2017 года - 180 000 руб. 00 коп., в октябре 2017 года - 84 000 руб. 00 коп.
В возражениях от 03.11.2017 N 172 на акты о нарушении агентского договора принципал указал, что письмами от 21.06.2017 N 88, от 28.06.2017 N 92 и от 04.08.2017 N 117 уведомил агента о необходимости закрытия продажи билетов на рейсы со временем отправления 04:20, 06:50, 09:20, 12:20, 15:20, 18:20, в связи с чем указанное время отправления было исключено агентом из расписания, продажа билетов на эти рейсы не производилась.
Претензиями от 03.11.2017 N 173 и от 14.11.2017 N 185 истец обратился к ответчику с требованием оплатить задолженность по провозной плате в размере 282 000 руб. 00 коп. за август и сентябрь 2017 года и 84 000 руб. 00 коп. за октябрь 2017 года.
Отказ агента от исполнения в добровольном порядке претензионных требований явился основанием для перевозчика обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства и установив конкретные обстоятельства настоящего дела, посчитал заявленные исковые требования правомерными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Центрального округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с абзацем 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно статье 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.
Статьей 1008 ГК РФ предусмотрено, что в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.
Как следует из Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112) услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов оказываются автовокзалом (автостанцией) от имени перевозчиков, как правило, в соответствии с агентскими договорами на кассовое обслуживание, заключенными с перевозчиками. Плата за услуги по таким договорам предусматривается в виде доли (процента) кассовой выручки от продажи пассажирских билетов и багажных квитанций.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 220-ФЗ понятия, в том числе "маршрут регулярных перевозок", "регулярные перевозки", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Уставе автомобильного транспорта.
Понятие "маршрута регулярных перевозок" и "расписание" дано в статье 2 Устава автомобильного транспорта, согласно которому под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств о начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Порядок регулярных перевозок пассажиров и багажа предусмотрен в главе 3 Устава автомобильного транспорта.
Обязательными признаками, характеризующими регулярные перевозки пассажиров и багажа, являются следующие: 1) публичный договор перевозки; 2) утвержденный маршрут регулярных перевозок; 3) расписание движения транспортного средства; 4) наличие остановочных пунктов.
В силу части 4 статьи 11 Закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ порядок установления межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Положениями части 4 статьи 19 Устава автомобильного транспорта установлено, что перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.
Пунктом 3 Правил N 112 предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
Из смысла вышеприведенных норм следует, что регулярная перевозка пассажиров по междугородним маршрутам осуществляется исключительно на основании расписания, которое в свою очередь является неотъемлемой частью паспорта маршрута.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Как установлено материалами дела, ООО "АвтоСтар" получило от Министерства транспорта Российской Федерации свидетельство серии МТРФ N 000481 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок г. Новомосковск - г. Москва N 775 на период с 15.07.2016 по 15.07.2021. Приложением N 1 к свидетельству является расписание, в котором указано время прямого и обратного отправления по 18-ти рейсам в каждую сторону. На период действия свидетельства с 15.07.2016 по 15.07.2021 выданы карты маршрута.
Согласно расписанию из точки отправления г. Новомосковск автобусы должны отправляться в 03:30, 04:20, 05:10, 06:00, 06:50, 07:40, 08:30, 09:20, 10:20, 11:20, 12:20, 13:20, 14:20, 15:20, 16:20, 17:20, 18:20, 19:20.
Кроме того, в соответствии с решением Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-8870/2016, вступившим в законную силу, суд обязал ООО "Автотрейд" открыть текущую и предварительную продажу билетов для ООО "АвтоСтар" на основании расписания, указанного в приложении N 1 к свидетельству об осуществлении перевозок серии МТРФ N 000481, выданного Министерством транспорта Российской Федерации, и обеспечить автобусы ООО "АвтоСтар" перроном для погрузки и выгрузки пассажиров на основании утвержденного расписания (приложение N 1 к свидетельству об осуществлении перевозок серии МТРФ N 000481).
Между сторонами заключен договор, предметом которого является обеспечение перевозчиком выполнения регулярных перевозок по межрегиональным и пригородным маршрутам, согласно утвержденному расписанию при оказании населению услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами, на условиях публичного договора с применением провозной платы в пределах установленного тарифа.
Данный договор заключен во исполнение Закона N 220-ФЗ.
Суды, проанализировав условия договора, в том числе пункт 2.4.5, пришли к обоснованному выводу, что изменения в расписание могут вноситься уполномоченным органом и именно об этих изменениях перевозчик должен уведомлять агента. При этом перевозчик, исключая из расписания рейсы и не внося в него изменения в установленном законом порядке, лишает возможности других перевозчиков осуществлять перевозки по указанным маршрутам и реализовать свое право на получение в Министерстве транспорта Российской Федерации свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Оценивая доводы истца о ненарушении условий договора в части срывов рейсов в указанный период суды пришли к следующим выводам.
Как указал истец, им с 15.08.2017 прекращена подача автобусов на рейсы в 04:20, 06:50, 09:20, 12:20, 15:20, 18:20.
В материалы дела ответчиком представлен диспетчерский журнал, в котором начиная с 15.08.2017 по 14.10.2017 отражен срыв спорных рейсов.
Вместе с тем, суд, оценив представленные в дело доказательства, в том числе дубликаты билетов, посадочные ведомости, страховочные списки пассажиров, протоколы возврата, пришел к выводу, что диспетчерский журнал содержит недостоверную информацию в части указания срыва рейсов.
Кроме того, истцом в дело представлены фото- и видеоматериалы, из которых усматривается, что ответчиком вносились изменения в расписание.
Также для проверки довода истца об изменении ответчиком расписания при рассмотрении дела в суде первой инстанции были допрошены в качестве свидетелей Хомченко Л.А., Курганова Л.М. и Прилепская Н.Ю., работавшие в спорный период диспетчерами-кассирами на предприятии ответчика.
Как правильно указано судами, а ответчиком документально не опровергнуто, что им не вносились изменения в расписание.
Судами установлено, что представленные ответчиком акты о срыве рейсов за период с 15.08.2017 по 30.10.2017 составлены без участия истца.
Указанные акты, а также счета с выделением штрафа, истцом получены в ноябре 2017 года.
Из платежных поручений о перечислении ответчиком истцу выручки от продажи билетов по договору невозможно установить, что оплата произведена за вычетом штрафа, так как в назначении платежа ссылка на указанное основание отсутствует.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что агент принял во внимание уведомления перевозчика об отмене рейсов и им были внесены соответствующие изменения в расписание.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая изложенное, ответчик, удерживая из провозной платы, причитающейся истцу, штрафы за срыв рейсов, в силу требований статьи 65 АПК РФ должен доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения истцом обязательств по договору, выразившихся в срыве рейсов.
Однако, как был указано выше, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ надлежащих доказательств, бесспорно свидетельствующих о срывах рейсов, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, судами сделан правильный вывод о том, что поскольку агентом в период с 15.08.2017 по 14.10.2017 вносились изменения в расписание, то штрафы с перевозчика за срыв рейсов удержаны агентом неправомерно.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не опровергают правомерности судебных выводов, поэтому не могут служить основаниями для отмены обжалованных решения и постановления.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд округа не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А68-14657/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.