г.Калуга |
|
2 августа 2019 г. |
Дело N А54-8361/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 г.
Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110, ул.Средняя Калитниковская, д.28, стр.4, г.Москва, 109029) - Дегтяревой Н.С. (дов. от 21.08.2018),
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (ОГРН 1086229000318, ул.Костычева, д.17, г.Рязань, 390044) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2018 (судья Соломатина О.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 (судьи Большаков Д.В., Стаханова В.Н., Тимашкова Е.Н. ) по делу N А54-8361/2018,
установил:
акционерное общество "Торговый дом "Перекресток" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным предписания управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - управление) от 04.09.2018 N 415/ВП-1.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019, пункты 1 и 2 предписания управления от 04.09.2018 N 415/вп-1 признаны недействительными, в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением и постановлением в части признания недействительным предписания от 04.09.2018, управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку обстоятельств дела, поскольку обществом осуществлялась переработка пищевого сырья животного происхождения и как следствие образовывались биологические отходы, утилизация которых производится обществом неправильно; судами неверно определено, что общество осуществляет переработку продуктов питания. Управление настаивает на том, что общество обязано иметь заключения ветеринарного специалиста об осмотре, уборке, утилизации (уничтожении) биологических отходов.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы управления были предметом правовой оценки судов, обстоятельства дела судами установлены полно.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее в обжалованной части.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве общества, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя АО "ТД Перекресток", суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, на основании приказа управления от 23.07.2018 N 415/вп проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "ТД "Перекресток" по месту осуществления деятельности по адресу: г. Рязань, ул. Соборная, д. 15А. Проверка проводилась с целью контроля за исполнением обязательных требований законодательства в области ветеринарии, направленных на недопущение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Рязанской области во исполнение приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 21.12.2017 N 1248, изданного в связи с исполнением поручения заместителя Председателя Правительства РФ Дворковича А.В. от 27.11.2017 N 3.
Проверкой, проведенной 08.08.2018, 04.09.2018 в присутствии директора универсама АО "ТД Перекресток", установлено, что общество осуществляет производство (изготовление) мясной продукции в условиях мясного цеха, хранение и реализацию мяса и мясной продукции; представленный обществом договор от 09.06.2017 N 786/17 на ветеринарное обслуживание, заключенный с ГБУ РО "Рязанская горветстанция", прекратил действие 09.06.2018, а действующий договор не представлен, что свидетельствует об отсутствии ветеринарного обслуживания и является нарушением пункта 1.2 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продукции, утвержденного Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14.10.1994 N 13-7-2/173 (далее - Положение N 13-7-2/173).
Также проверкой установлено, что в процессе производства (изготовления) мясной продукции у общества образуются биологические отходы, которые собираются в промаркированный, закрываемый контейнер, расположенный в помещении мясного цеха, куда также осуществляется сброс твердых бытовых отходов; вход, через который должен осуществляться вывоз биологических отходов (маркировка на двери - "Вывоз биоотходов"), опечатан 06.04.2018; ветеринарные свидетельства на вывоз биоотходов последний раз оформлены 18.01.2018. Указанные обстоятельства, по мнению управления, свидетельствуют о том, что биоотходы утилизируются и уничтожаются обществом с нарушением пунктов 1.4, 1.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - ВСП N 13-7-2/469).
Кроме того, на момент проведения проверки обществом не представлены (отсутствуют) заключения ветеринарного специалиста об осмотре, уборке, утилизации (уничтожении) биологических отходов, чем нарушены требования пункта 2.1 ВСП N 13-7-2/469.
По результатам проверки управлением 04.09.2018 составлен акт проверки и выдано предписание N 415/вп-1, которым обществу в срок до 02.11.2018 предписано: 1) исключить сброс биологических отходов в контейнеры совместно с твердыми бытовыми отходами. Обеспечить утилизацию (уничтожение) биологических отходов, образующихся в процессе переработки мясного сырья и производства готовой мясной продукции в соответствии с требованиями ВСП N 13-7-2/469; 2) организовать ветеринарное обслуживание предприятия в соответствии с Положением о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продукции, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 14.10.1994 N 13-7-2/173; 3) осуществлять оформление ветеринарных сопроводительных документов в соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденным приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589.
Предписание управления оспорено обществом в судебном порядке.
Частично удовлетворяя требование общества, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из анализа положений ВСП N 13-7-2/469, Положения N 13-7-2/173, нарушение которых вменено оспореным предписанием, пришли к выводу, что соблюдение данных правил не относится к обязанности общества, которое осуществляет розничную торговлю пищевой продукцией, в том числе продукцией собственного производства : полуфабрикатами и готовыми к употреблению блюдами, а деятельностью по производству, заготовке и переработке продуктов и сырья животного происхожения не занимается.
Суд округа считает выводы судов обоснованными.
Пункт 1.1 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/2469 определяет, что их положения являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
В силу пункта 1.2 названных Ветеринарно-санитарных правил под биологическими отходами понимаются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Также понятие биологических отходов закреплено в пункте 3.23 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", где под биологическими отходами понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Общество осуществляет по адресу г.Рязань. ул.Соборная, д.15А розничную продажу продукции через магазин, а также производство полуфабрикатов и готовых к употреблению блюд, при изготовлении которых используется мясная продукция (птица, свинина, говядина), а также овощи и иные продукты.
Суды пришли к обоснованному выводу, что фактически обществом в процессе изготовления полуфабрикатов и готовых к употреблению блюд оказываются услуги общественного питания, в результате которых производится кулинарная продукция.
Согласно ГОСТ Р 50647-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст, под кулинарной обработкой пищевых продуктов понимается воздействие на пищевые продукты с целью придания им свойств, делающих их пригодными для дальнейшей обработки и/или употребления в пищу (пункт 82). Кулинарная обработка продукции может быть тепловой (жарка, варка, тушение и др.), механической (нарезка, панирование, фарширование и др.), химической (маринование), а также осуществляться путем охлаждения (пункт 83).
В результате кулинарного производства образуются пищевые отходы, которые не относятся к числу биологических отходов в понимании, придаваемом Ветеринарно-санитарными правилами и ГОСТом.
Пунктом 2 предписания управление обязало общество организовать подразделения государственного ветеринарного надзора в соответствии с пунктом 1.2 "Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства", утвержденного главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14.10.1994 N 13-7-2/173.
Судами обоснованно отклонены доводы управления о необходимости соблюдении обществом названного Положения, поскольку ветеринарный надзор организуется на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, а общество таком не является.
В данном случае общество, оказывающее услуги по розничной торговле продуктами питания, обязано соблюдать положения Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федерального закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", СП2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", при этом проверка соблюдения требований, предусмотренных названными правовыми положениями, не относится к полномочиям органов ветеринарного надзора.
Исходя из изложенного, выводы судов о признании недействительным пунктов 1 и 2 предписания от 04.09.2018 N 415/вп-1 правомерны.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что недопустимо в силу установленных статьями 286 и 287 АПК РФ пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела, установили фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дали правовую оценку. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 по делу N А54-8361/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.