г.Калуга |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А83-17095/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 01.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Елагиной О.К. Платова Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании от истца: ГУП РК "Крымэнерго"
от ответчика: Войсковой части 6917
от третьих лиц: Совета министров Республики Крым Министерства топлива и энергетики Республики Крым |
Малиновской А.Н.
Шиловой И.А. (дов. от 01.03.2019 N 333-Д),
Зарецкого Е.П. (дов. от 10.07.2019 N 166), Орловой Е.О. (дов. от 10.07.2019 N 146),
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Войсковой части 6917 на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу N А83-17095/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго", ОГРН 1149102003423, ИНН 9102002878, (далее - ГУП РК "Крымэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Войсковой части 6917, ОГРН 1147746480705, ИНН 7706809300, о взыскании 1 088 253,57 руб. задолженности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет министров Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2018 (судья Гайворонский В.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 (судьи Мунтян О.И., Горбунова Н.Ю., Зарубин А.В.) решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2018 отменено. Исковые требования ГУП РК "Крымэнерго" удовлетворены. С Войсковой части 6917 в пользу истца взыскано 1088253,57 руб. задолженности.
Не согласившись с принятым апелляционным постановлением, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права, Войсковая часть 6917 обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019, оставив в силе решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2018.
В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ГУП РК "Крымэнерго" доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считая принятое постановление законным и обоснованным.
Совет министров Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё истца, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого апелляционного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.10.2014 между ПАО "ДТЭК Крымэнерго" (поставщик) и Войсковой частью 6917 (потребитель) заключен договор N 7715 о временном снабжении электрической энергией с прибором учета, по условиям которого поставщик обязался поставить электрическую энергию потребителю, который, в свою очередь, обязался оплатить полученный ресурс и осуществить другие платежи в соответствии с условиям договора и дополнений к нему.
Согласно п. 2.2.3 договора потребитель обязался осуществлять оплату электроэнергии согласно данных расчетных приборов учета по тарифу текущего месяца на текущий счет поставщика. Расчетная дата - 25 число каждого месяца. Дата окончательного расчета - до 30 числа каждого месяца.
Срок действия договора согласован сторонами в п. 6.1 - с момента его подписания. В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор распространяет свое действие на отношения сложившиеся с 01.05.2014.
Пунктом 2 договора предусмотрено, что во время выполнения его условий, а также решения всех вопросов, не обусловленных договором, стороны обязаны руководствоваться действующим законодательством и Правилами пользования электрической энергией (ППЭЭ).
В период с ноября 2014 года по январь 2015 года поставщик осуществлял передачу электрической энергии потребителю, что подтверждается актами об объемах переданной потребителю (потребленной потребителем) электрической энергии, подписанными ответчиком, актами приема-передачи товара и счетами-накладными, имеющимися в деле.
Согласно указанным актам и счетам стоимость потребленной объектами ответчика активной электрической энергии составила 969 280,03 руб., реактивной электроэнергии - 118 973,54 руб.
Начисления производились в соответствии с условиями договора и на основании предоставленных потребителем сведений о количестве потребленной электрической энергии.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 01.10.2014 к договору N 7715 сумма договора на 2014 год составила 2 500 000 руб.
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 21.01.2015 N 416-1/15 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" движимое и недвижимое имущество ПАО "ДТЭК Крымэнерго", расположенное на территории Республики Крым, в составе необоротных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящихся на его балансовом и забалансовом учете, учитывается как собственность Республики Крым. Распорядителем имущества является Министерство топлива и энергетики Республики Крым.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015 N 6-р движимое и недвижимое имущество ПАО "ДТЭК Крымэнерго", расположенное на территории Республики Крым, в составе необоротных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящихся на балансовом и забалансовом учете, закреплено за ГУП Республики Крым "Крымэнерго".
Приказом Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 21.01.2015 N 1 во исполнение распоряжения Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015 N 7-р назначена временная администрация в ПАО "ДТЭК Крымэнерго" по управлению филиалом.
В соответствии с Положением о временной администрации по управлению филиалом ПАО "ДТЭК Крымэнерго", она наделена определенными полномочиями, которые, в том числе, включают в себя возможность заключения договоров уступки права требования, цессии, перевода долга и другие случаи перемены лиц в обязательстве.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 20.02.2015 N 119-р внесены изменения в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015 N 6-р "О закреплении имущества", указанное распоряжение дополнено пунктом 1-1: "определить, что ГУП РК "Крымэнерго" в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации принимает дебиторскую задолженность ПАО "ДТЭК Крымэнерго", связанную с энергоснабжением потребителей, по действующим договорам и сопутствующим услугам по состоянию на 01.02.2015".
24.02.2015 между ПАО "ДТЭК "Крымэнерго" в лице филиала "ДТЭК Крымэнерго" ПАО "ДТЭК "Крымэнерго" (цедент) и ГУП РК "Крымэнерго" (цессионарий) заключен договор уступки права требования N 5443, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию в полном объеме право требования к Войсковой части N 6917 (должник) задолженности по денежным обязательствам в размере 1 088 253,57 руб., в том числе: 969 280,03 руб. за активную электрическую энергию за период с ноября 2014 года по январь 2015 года, 118 973,54 руб. - за реактивную электрическую энергию за период с ноября по декабрь 2014 года, возникшую в процессе реализации договора о временном снабжении электрической энергии с прибором учета от 01.10.2014 N 7715.
Ссылаясь на то, что оплата поставленной истцом электроэнергии на объекты ответчика произведена им не в полном объеме, что привело к образованию задолженности перед истцом за потребленную электрическую энергию в указанной сумме за спорный период, ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В силу ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 382 Кодекса).
Согласно ст. 384 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В соответствии со ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Исходя из системного анализа указанных норм, оплата электроэнергии производится по факту ее получения за расчетный период, исходя из объема переданной энергии, определяемого в соответствии с данными ее учета.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условиями договора N 7715, действующего в период с 01.05.2014 по 31.12.2014, стороны предусмотрели, что при выполнении его условий в переходный период они будут руководствоваться Правилами пользования электрической энергии (ППЭЭ), которые предусматривают оплату потребителем стоимости фактически полученной активной и реактивной электроэнергии.
Согласно ч. 2 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2017 законодательство Российской Федерации в сферах электроэнергетики, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра автотранспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города 9 федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 7 Положения об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Республики Крым и города Севастополя, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 792 (далее - Положение N 792) обязательства по заключенным до 01.01.2015 договорам, регулирующим отношения на розничных рынках электрической энергии, не соответствующим Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, прекращаются с 01.01.2015.
Вместе с тем, пунктом 4 Положения N 792, действующим в спорный период, установлено, что регулирование отношений субъектов розничных рынков электрической энергии в части, не урегулированной настоящим Положением, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, если иное (за исключением применения обязательных для сторон правил, установленных Гражданским кодексом РФ) не установлено договорами сторон.
В соответствии с п.п. 44, 79 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), поставка электроэнергии производится в расчетный период, равный одному месяцу. Определение объема взаимных обязательств поставщика и потребителя электроэнергии, в том числе объема поставленной энергии, и, как следствие, ее стоимости осуществляется по итогам каждого расчетного периода.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что Основные положения N 442 не содержат императивного запрета, ограничивающего взыскание стоимости фактически поставленной активной и реактивной электроэнергии, учитывая, что соглашением сторон предусмотрено обязательство потребителя по оплате всего полученного объема электрической энергии, исходя из непрерывности цикла передачи электрической энергии, суд апелляционной инстанции верно признал обоснованным требование поставщика о взыскании с ответчика стоимости всего полученного им объема ресурса.
Факт поставки истцом на объекты ответчика 713 052 кВт*ч активной электроэнергии за период с ноября 2014 года по январь 2015 года на сумму 969 280,03 руб. и 312 113 кВт*ч реактивной электроэнергии за период с ноября по декабрь 2014 года на сумму 118 973,54 руб. подтверждается материалами дела, в том числе актами об объемах потребленной электрической энергии, подписанными ответчиком без каких-либо разногласий относительно объема и стоимости полученного ресурса.
Данные об объемах полученной ответчиком активной и реактивной электроэнергии передавались истцу самим потребителем и зафиксированы в актах об объемах переданной электроэнергии за указанный период, подписанными представителем ответчика без возражений (т. 1 л.д. 72-73, 94, т. 2 л.д. 14-20).
Доказательства, опровергающие сведения об объеме, стоимости и качестве поставляемой истцом электроэнергии, наряду с доказательствами осуществления электроснабжения спорных объектов ответчика иным лицом в данный период, либо отсутствия поставки электроэнергии на спорные объекты, из материалов дела не усматриваются и кассатором в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не были представлены.
Счета-накладные на оплату полученного ресурса от 25.11.2014 N 7715/44/1114А1, от 25.12.2014 N 7715/44/1214А1, от 25.01.2015 N 7715/44/0115А1, от 25.11.2014 N 7715/44/1114Р2, от 25.12.2014 N 7715/44/1214Р2 выставлены ответчику на основании показаний прибора учета, представленных самим заявителем за спорный период в актах об объемах переданной электроэнергии. Счета-накладные были получены ответчиком, что им не оспаривается.
Акты об объемах переданной потребителю электрической энергии, счета-накладные, акты приема-передачи подписаны от имени Войсковой части 6917 начальником квартирно-эксплуатационной службы подполковником Красногорелка М.А., действующим на основании приказа командира Войсковой части 6917 от 29.04.2014 N 10с/ч о назначении на должность.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 71 АПК РФ, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств исполнения ответчиком обязательства по оплате фактически полученной электроэнергии, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ответчика задолженности за потребленный ресурс в указанном размере.
Расчет стоимости электроэнергии, предъявленной ко взысканию, ответчиком по существу документально не опровергнут.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в силу ст.ст. 161, 162, 225, 250 Бюджетного кодекса РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226 и 227 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
Превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования не освобождает абонента от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества электроэнергии (статья 544 ГК РФ).
Таким образом, установление условиями дополнительного соглашения от 01.10.2014 суммы договора не освобождает потребителя от оплаты фактически потребленной электроэнергии.
Следует также отметить, что в силу специфики объектов, на которые осуществлялась поставка электроэнергии в спорный период (военные городки, общежитие, банно-прачечный комбинат), их социальной направленности, у истца отсутствовали основания для самостоятельного приостановления поставки электроэнергии в указанный период, несмотря на превышение стоимости фактически потребленного ресурса над ценой, установленной дополнительным соглашением. При этом ответчик также не уведомлял истца о необходимости приостановления поставки электроэнергии или ограничения такой поставки.
Довод заявителя об отсутствии полномочий у начальника квартирно-эксплуатационной службы на подписание актов приема-передачи электроэнергии, что, по мнению кассатора освобождает его от обязанности по оплате полученного объема электроэнергии, был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и обоснованно отклонен как не соответствующий положениям действующего законодательства, в том числе ст. 402 ГК РФ, п.1 ст.182 ГК РФ, а также в отсутствие документальных доказательств, опровергающих наличие в спорный период трудовых отношений ответчика и должностного лица, подписавшего акты приема-передачи электроэнергии.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, представленные Войсковой частью 6917 в обоснование доводов кассационной жалобы дополнительные доказательства, в том числе акты приема передачи товара от 25.06.2014, 25.07.2014, 25.09.2014, 25.10.2014, 25.11.2014, 25.12.2014, а также копия журнала регистрации и учета выдачи доверенностей, не могут быть приняты во внимание суда кассационной инстанции, поскольку указанные документы не были представлены заявителем при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и не являлись предметом их исследования и оценки.
О невозможности представления таких доказательств в судах нижестоящих инстанций ответчиком не заявлялось.
Данные документы в полном объеме (21 л.) возвращены заявителю посредством почтовой связи в соответствии со ст. 286 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом постановлении выводах. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого постановления, не установлено
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу N А83-17095/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
О.К.Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226 и 227 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
Превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования не освобождает абонента от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества электроэнергии (статья 544 ГК РФ).
...
Довод заявителя об отсутствии полномочий у начальника квартирно-эксплуатационной службы на подписание актов приема-передачи электроэнергии, что, по мнению кассатора освобождает его от обязанности по оплате полученного объема электроэнергии, был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и обоснованно отклонен как не соответствующий положениям действующего законодательства, в том числе ст. 402 ГК РФ, п.1 ст.182 ГК РФ, а также в отсутствие документальных доказательств, опровергающих наличие в спорный период трудовых отношений ответчика и должностного лица, подписавшего акты приема-передачи электроэнергии."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 августа 2019 г. N Ф10-2724/19 по делу N А83-17095/2017
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2724/19
25.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17095/17
30.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-434/19
05.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-17095/17