г. Калуга |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А08-1230/2017 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 06.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08. 2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Солодовой |
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Л.А. Крыжской М.М. Нарусова Д.И.Шишкиной |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО "УК "Регионгазфинанс" (Д.У. ЗПИФ недвижимости "РГФ-ФН10") |
Гаврилова В.Е.- представитель ( дов. N 78 от 13.10.2018) |
от ответчиков: ООО "БЕЛ-КОНСАЛТИНГ"
ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области"
от третьих лиц: Правительство Белгородской области
Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
ПАО "МРСК Центра" Центральный Банк РФ |
не явился, извещен надлежаще
Шайхатаровой М.А.- представитель ( дов. N 02-01 от 09.01.2017) Карасевой В.И.- представитель ( дов. N 1/20-1203 от 28.12.2018)
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще не явился, извещен надлежаще не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью " Управляющая компания "Регионгазфинанс" и областного государственного казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А08-1230/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регионгазфинанс" Д.У. ЗПИФ недвижимости "РГФ-ФН10" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БЕЛ-КОНСАЛТИНГ" и областному государственному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" о признании недостоверной величины рыночной стоимости изымаемого для государственных нужд имущества - земельного участка с кадастровым номером 31:15:1205002:52, указанную в отчете N 2016.058 от 02.09.2016 об оценке, выполненном ООО "Бел-Консалтинг" в размере 52 030 000 руб., установив ее в размере 248 050 000 руб. и взыскании указанной суммы с ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", прекращении права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "РЕГИОНГАЗФИНАНС - Десятый фонд недвижимости" на земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:52, расположенный по адресу: Белгородская обл., Белгородский р-н, с. Шараровка, микрорайон "Московский" (с учетом уточнения, в порядке ст.49 АПК РФ).
В свою очередь, ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" обратилось со встречным иском, в котором просит в связи с изъятием путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 31:15:1205002:52 площадью 1 210 000 кв. м, категории: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Шагаровка, микрорайон "Московский", образовать:
- земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:1051 площадью 1 191 187 кв. м, категории: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Шагаровка, микрорайон "Московский";
- земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:1052 площадью 18 813 кв. м, категории: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Шагаровка, микрорайон "Московский" и изьять для государственных нужд Белгородской области в связи со строительством автомобильной дороги "от улицы Кольцевая МКР "Новодубовской" до МКР "Майский 8" с выплатой соответствующего возмещения из бюджета Белгородской области земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:1052 площадью 18 813 кв. м, категории: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Шагаровка, микрорайон "Московский" путем прекращения права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев ЗПИФ недвижимости "РГФ-ФН10" и права доверительного управления ООО "УК "Регионгазфинанс" (Д.У.ЗПИФ недвижимости "РГФ-ФН10"). Признать право собственности Белгородской области на земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:1052 площадью 18 813 кв. м, категории: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Шагаровка, микрорайон "Московский". Признать право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев ЗПИФ недвижимости "РГФ-ФН10" на земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:1051 площадью 1 191 187 кв. м, категории: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Шагаровка, микрорайон "Московский".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Правительство Белгородской области, Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, ПАО "МРСК Центра", Центральный Банк РФ.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, суд признал недостоверной величину рыночной стоимости изымаемого для государственных нужд имущества - земельного участка с кадастровым номером 31:15:1205002:52, расположенного по адресу: Белгородская обл., Белгородский р-н, с. Шараровка, микрорайон "Московский", указанную в отчете N 2016.058 от 02.09.2016 об оценке, выполненном ООО "Бел-Консалтинг" в размере 52 030 000 руб. и установил возмещение стоимости за данный земельный участок в размере 128 010 135 руб.
Указанная сумма взыскана с областного государственного казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" за счет средств бюджета Белгородской области. Право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев, Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "РЕГИОНГАЗФИНАНС - Десятый фонд недвижимости", данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депозитов владельцев инвестиционных паев на изымаемое имущество - земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:52, площадью 1 210 000 кв. м, расположенный по адресу: Белгородская обл., Белгородский р-н, с. Шараровка, микрорайон "Московский", прекращено.В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, ООО "Управляющая компания "Регионгазфинанс" и ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" обратились в суд округа с кассационными жалобами в которых, ООО "УК "Регионгазфинанс" просит отменить судебные акты в части определения размера возмещения в сумме 128 010 135 руб. и дело в этой части направить на новое рассмотрение, а ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" просит отменить обжалуемые судебные акты в полном объеме и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Белгородской области N 609-рп от 22.12.2014 было принято решение об изъятии для государственных нужд земельного участка общей площадью 1 210 000 кв. м, кадастровый номер 31:15:12 05 002:52, находящегося на праве общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РЕГИОНГАЗФИНАНС - Десятый фонд недвижимости" и переданного в доверительное управление ООО "УК "Регионгазфинанс", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2016.
19.09.2016 в адрес истца было направлено соглашение об изъятии для государственных нужд указанного земельного участка общей площадью 1 210 000 кв. м, с размером возмещения в сумме 52 030 000 руб., согласно отчету N 2016.058 об оценке рыночной стоимости участка от 02.09.2016, выполненного ООО "Бел-Консалтинг".
Получив отрицательное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" на отчет N 2016.058, истец обратился к независимому оценщику- ООО "Конс АГ", подготовившему отчет об оценке N 01-161222-01 от 30.12.2016, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 22.12.2016 определена в размере 326 470 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В свою очередь ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" ссылаясь на то, что требования истца затрагивают публичные интересы, так как содержат обязанность изъять для государственных нужд земельный участок большей площадью, чем требуется для размещения автомобильной дороги, обратился в суд со встречным иском. При этом также считает выкупную цену существенно завышенной.
Дав оценку всем обстоятельствам дела, судебные инстанции пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований по первоначальному иску и отказу в удовлетворении встречного иска, руководствуясь следующим.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу п.п. 1, 2, 4 ст. 281 Гражданского кодекса РФ и п. 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Пунктом 1 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ и п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
В данном случае, соглашение об изъятии земельного участка не достигнуто ввиду несогласия с размером возмещения за изымаемый земельный участок.
Отчет N 2016.058 от 02.09.2016, выполненный ООО "Бел-Консалтинг", в соответствии с которым размер возмещения определен в 52 030 000 руб. признан судом недостоверным, поскольку составлен с нарушением требований Закона об оценочной деятельности.
При этом, как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка на момент принятия решения об изъятии определена в размере 1 103 580 500 руб.
Ввиду возникших между сторонами разногласий относительно размера возмещения, подлежащего уплате за изымаемые земельные участки, определением суда от 09.10.2017 по делу была назначена экономическая экспертиза, производство которой поручено ФБЮ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.
Согласно заключению N 9898/6-3 от 07.12.2017 размер возмещения составляет 286 770 000 руб.
Данное заключение суда правомерно оценено критически, поскольку экспертом были применены иные (завышенные) коэффициенты, не подлежащие применению, а также допущены арифметические ошибки, в связи с чем судом было удовлетворено ходатайство ответчика и по делу назначена повторная судебная экономическая экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Экономико-правовая группа "Юника-С" Сидоренко С.А.
Из заключения эксперта N 457-э/18 от 05.07.2018 величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 27.06.2018 составляет 128 010 135 руб.
Указанное заключение содержит полные ответы на поставленные судом вопросы, не вызывает двоякого толкования и сомнений в их достоверности. Оно соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, а также критериям относимости и достаточности.
Таким образом, подробно проанализировав содержание данной экспертизы она признана судебными инстанциями надлежащим доказательством по делу. Доводы о его недостоверности судом отклонены.
В соответствии с нормами ст.ст.9,65 АПК РФ сторонами не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции отклонены ходатайства сторон о назначении по делу экспертизы с целью определения размера выкупной цены.
Само по себе несогласие с экспертным заключением, в отсутствие надлежащих доказательств, опровергающих выводы эксперта, не свидетельствует о недостоверности экспертного заключения.
С учетом указанных обстоятельств, кассационная коллегия считает вывод судебных инстанций об удовлетворении первоначального иска, исходя из представленного в материалы дела заключения эксперта N 457-э/18 от 05.07.2018, законным и обоснованным.
В обоснование встречного иска, ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" указывает, что в связи с изъятием путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 31:15:1205002:52 площадью 1 210 000 кв. м, образованы земельные участки с кадастровым номером 31:15:1205002:1051 площадью 1 191 187 кв. м и с кадастровым номером 31:15:1205002:1052 площадью 18 813 кв. м.
Для строительства автомобильной дороги была изъята только часть земельного участка площадью 18 813 кв. м, в связи с чем он не может быть обязан к возмещению выкупной стоимости, исходя из площади земельного участка 1 210 000 кв. м, в связи с чем просит взыскать соответствующее возмещение из бюджета Белгородской области только за земельный участок с кадастровым номером 31:15:1205002:1052 площадью 18 813 кв. м.
Как поясняет ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", то обстоятельство, что в соглашении об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд N 02-50/с фигурирует площадь земельного участка 1 210 000 кв. м, ему известно не было, поскольку данное соглашение составлялось иным лицом.
Кассационная коллегия полагает, что указанные доводы судом правомерно признаны несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Белгородской области N 609-рп от 22.12.2014 принято решение об изъятии для государственных нужд земельного участка общей площадью 1 210 000 кв. м, с кадастровым номером 31:15:12 05 002:52.
Кроме того, 19.09.2016 в адрес истца было направлено Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, в котором также была указана площадь земельного участка в размере 1 210 000 кв. м, т.е. вся площадь участка с кадастровым номером 31:15:12 05 002:52.
Указанное следует и из Приложения к распоряжению Правительства N 609-рп от 22.12.2014, следовательно, изъятию подлежал именно весь земельный участок, а не его часть.
О том, что у собственника для государственных нужд изъят весь земельный участок следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Белгородской области от 01.06.2016 по делу N А08-1138/2016.
Кроме того, как следует из выписки из ЕГРН на спорный земельный участок, 13.02.2015 в государственный реестр недвижимости были внесены сведения относительно наличия обременения всего земельного участка площадью 1 210 000 кв. м, в связи с его изъятием для государственных нужд на основании распоряжения Правительства области N 609-рп от 22.12.2014.
Изложенное свидетельствует о намерении государственного органа произвести изъятие земельного участка именно площадью 1 210 000 кв. м, а не какой-либо его части.
Распоряжение Правительства Белгородской области N 609-рп от 22.12.2014 об изъятии для государственных нужд земельного участка общей площадью 1 210 000 кв. м, кадастровый номер 31:15:12 05 002:52, не отменено, не признано недействительным и является обязательным для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и созданных им учреждений.
Как правомерно указал суд, заявляя о необходимости изъятия земельного участка меньшей площади, ответчик действует вопреки предшествующим заявлениям компетентных органов исполнительной власти, на которые другая сторона вправе была рассчитывать.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречных требований об образовании и изъятии для государственных нужд Белгородской области земельного участка меньшей площади (18 813 кв. м), чем та, которая уже была изъята.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом подробного исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационных жалоб, которые направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А08-1230/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Белгородской области от 09.11.2018 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А08-1230/2017, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 13.06.2019, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.