г. Калуга |
|
7 августа 2019 г. |
Дело N А14-4115/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Елагиной О.К. |
|||
|
Шильненковой М.В. |
|||
при ведении протокола судебного заседания
при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
|||
от истца ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" |
|
Якуниной В.Н. (доверенность от 07.05.2019 N 01-19-108), |
||
от ответчика ООО "ЖКХ Химик"
|
|
Косогоновой Т.В.(доверенность от 09.01.2019), |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А14-4115/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (далее - истец, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж") обратилось с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ Химик" (далее - ответчик, ООО "ЖКХ Химик") о взыскании задолженности за потребленный и неоплаченный коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов за период с 01.12.2017 по 31.12.2017 в размере 387 387 руб. 61 коп., основного долга, пени по пункту 9.3 статьи 15-ФЗ "О теплоснабжении" за период просрочки с 26.01.2018 по 25.02.2018 в размере 2 905 руб. 41 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа во взыскании задолженности за тепловую энергию в размере 6 418 руб. 67 коп., отпущенную в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Россошь, ул.Белинского, 22, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В суде кассационной инстанции представитель заявителя жалобы уточнил, что обжалует судебные акты только в указанной части.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что он является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного многоквартирного дома, поскольку осуществляет только поставку коммунального ресурса, в частности, тепловой энергии.
В письменном отзыве на кассационную жалобу ООО "ЖКХ "Химик" с доводами жалобы не согласилось и просило оставить ее без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.01.2017 между ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖКХ Химик" (исполнитель) был заключен договор ресурсоснабжения в целях обеспечения обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома N ЖВ-04-019, согласно которому ресурсоснабжающая организация обеспечивает поставку коммунального ресурса (горячее водоснабжение) в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов указанных в Приложении N 1, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором оплачивать поставленный коммунальный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса, обслуживать и обеспечивать исправность общедомовых приборов учета горячей воды (п. 1.1).
Согласно пункту 5.1 договора порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по настоящему договору, устанавливается Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В пунктах 7.1 и 7.3 договора стороны определили порядок и сроки оплаты.
Согласно пунктам 9.2 и 9.3 срок действия договора определен с 01.01.2017 по 31.12.2017 (с условием ежегодной пролонгации).
За период с 01.12.2017 по 31.12.2017 ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" поставил в адрес ответчика объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества указанного многоквартирного дома на общую сумму - 592 775 руб. 89 коп.
Обязательства по оплате коммунального ресурса ответчик исполнил частично в сумме 205 388 руб. 28 коп..
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность за период с 01.12.2017 по 31.12.2017 в сумме 387 387 руб. 61 коп. оставлена без ответа и удовлетворения.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора истцом на основании п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начислены пени в размере 2 905 руб. 41 коп. за период с 26.01.2018 по 25.02.2018.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение своих обязательств по оплате коммунального ресурса со стороны ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда не соответствующими установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Если подача абоненту электроэнергии осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ООО ЖКХ "Химик" является исполнителем коммунальных услуг, в том числе в отношении спорного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Россошь, ул.Белинского, д.22, оборудованного индивидуальным тепловым пунктом, который предназначен для производства горячей воды с использованием поставленной истцом тепловой энергии.
При этом холодную воду (один из компонентов горячей воды) истец не приобретает и не оплачивает.
Факт потребления тепловой энергии для подогрева холодной воды в целях предоставления собственникам услуги по горячему водоснабжению в спорный период установлен материалами дела и ответчиком не оспаривался.
Нахождение индивидуального теплового пункта в составе общего имущества жилого дома N 22 по ул. Белинского, содержание и обслуживание которого входит в полномочия ответчика, как управляющей организации данным домом, заявителем также не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, индивидуальный тепловой пункт и трубопровод, по которому поставляется тепловая энергия для подогрева горячей воды, являются общедомовым имуществом.
При этом спорный дом не был включен в договор ресурсоснабжения N ЖВ-04-019 от 01.01.2017, заключенный сторонами в целях обеспечения поставки горячей воды для содержания общедомового имущества многоквартирных домов.
С соответствующими требованиями о заключении договора о приобретении тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в отношении спорного дома управляющая организация к поставщику в порядке пункта 31 Правил N 354, пункта 4 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 не обращалась (далее - Правила N 124). С требованием о понуждении истца к заключению такого договора в судебном порядке ответчик также не обращался.
Вместе с тем, отсутствие договора ресурсоснабжения не является основанием, освобождающим исполнителя коммунальных услуг от оплаты фактически поставленного в многоквартирный дом ресурса, в том числе тепловой энергии, необходимой для приготовления горячей воды на внутреннем оборудовании дома с целью дальнейшего оказания собственникам и пользователям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период), пунктом 2 Правил N 354 коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления коммунальных услуг. Коммунальными услугами является осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть оказана услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В силу пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Пунктом 6 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что в спорном доме, находящемся в управлении ответчика, приготовление горячей воды осуществляется непосредственно в доме с использованием индивидуального теплового пункта ввиду отсутствия централизованного горячего водоснабжения, спорный дом не был включен в перечень домов при заключении договора ресурсоснабжения в отношении поставки горячей воды.
Из имеющегося в деле расчета исковых требований, представленного ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" усматривается, что за спорный период истцом предъявлено ко взысканию с ответчика как задолженность за горячую воду, поставляемую на общедомовые нужды в рамках договора сторон N ЖВ-04-019, так и задолженность за тепловую энергию, фактически поставляемую в спорный многоквартирный дом для использования при производстве горячей воды в индивидуальном тепловом пункте (т. 1 л.д. 10).
В указанном расчете истцом использованы тарифы на горячую воду и на тепловой компонент, соответствующие тарифам, утвержденным приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 15.12.2016 N 56/77.
Вместе с тем, оценка обоснованности исковых требований в части долга за тепловую энергию, поставляемую в индивидуальный тепловой пункт для приготовления горячей воды для нужд ГВС за спорный период в нарушение требований статьи 71 АПК РФ судом не дана.
Таким образом, требование истца о взыскании задолженности за фактически поставленную тепловую энергию судом не рассмотрено.
Поскольку арбитражным судом не дана оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не установлены все значимые для дела обстоятельства, кассационная инстанция находит принятые решение и постановление в части отказа во взыскании 6 418 руб. 67 коп. задолженности за тепловую энергию в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Россошь, ул.Белинского, 22, подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суду при новом рассмотрении следует устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем имеющим значение для разрешения спора обстоятельствам и доказательствам в их совокупности, а также расчетам сторон, и с учетом доводов и возражений сторон, разрешить спор, применив соответствующие нормы материального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А14-4115/2018 в части требований о взыскании задолженности в размере 6 418 руб. 67 коп. отменить и дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
О.К.Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть оказана услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
...
В силу пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Пунктом 6 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 августа 2019 г. N Ф10-2108/19 по делу N А14-4115/2018