г.Калуга |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А83-13951/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Р.Г.Калуцких Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Прохоровой В.С. - не явились, извещены надлежаще;
от Администрации города Красноперекопска Республики Крым - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Прохоровой Веры Степановны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 и на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А83-13951/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Прохорова Вера Степановна (далее - ИП Прохорова В.С., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Красноперекопска Республики Крым (далее - Администрация, орган местного самоуправления), связанных с созданием препятствий в ведении заявителем предпринимательской деятельности. Для восстановления нарушенного права оспариваемыми действиями заявитель просила суд обязать Администрацию заключить с ней договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ИП Прохорова В.С. обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Прохоровой В.С. на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 33,5 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, ул. Таврическая, д. 15/9.
Указанное помещение последняя использует в предпринимательской деятельности, связанной с оказанием парикмахерских услуг.
В целях приобретения прав на земельный участок, занятый вышеуказанным помещением, 11.04.2016 ИП Прохорова В.С. обратилась в Администрацию города Красноперекопска Республики Крым с заявлением об оформлении права собственности на соответствующий земельный участок.
В ответ на данное обращение в письме от 15.04.2016 N 02.01-08/814, адресованном заявителю, орган местного самоуправления сослался на допущенное нарушение положений статей 39.5, 39.6, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка и о наличии у последней права на предоставление земельного участка в аренду.
ИП Прохорова В.С. 27.04.2016 обратилась в Администрацию с заявлением об утверждении технической документации и оформлении права аренды земельного участка, расположенного под объектом недвижимости.
Письмом от 29.04.2016 исх.N 02.01-08/077 Администрации города Красноперекопска отказала предпринимателю в утверждении технической документации и предоставлении в аренду земельного участка ввиду нарушения процедуры подачи соответствующего заявления, установленной статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом орган местного самоуправления разъяснил ИП Прохоровой В.С. о необходимости осуществления процедуры предварительного согласования и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
ИП Прохорова В.С. 09.06.2018 в очередной раз обратилась в Администрацию с заявлением об утверждении технической документации и заключении договора аренды земельного участка.
Письмом от 20.06.2018 N П-6/389/2 органом местного самоуправления отказано в утверждении ранее разработанной технической документации в связи с несоответствием данной документации требованиям действующего законодательства. При этом заявителю повторно разъяснены положения статей 39.14 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов, и указано на необходимость утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанными действиями органа местного самоуправления, считая их направленными на создание препятствий к осуществлению предпринимательской деятельности, ИП Прохорова В.С. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно статье 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав, цель использования земельного участка.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 3 статьи 39.15 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором расположено принадлежащее ИП Прохоровой В. С. помещение, в установленном законом порядке сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен.
При таких обстоятельствах спора процедура предварительного согласования предоставления земельного участка является обязательной.
Заявления ИП Прохоровой В.С., адресованные Администрации города Красноперекопска, о предоставлении в аренду земельного участка не соответствовали вышеизложенным требованиям земельного законодательства, что служило основанием для их возврата заявителю.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в кассационном порядке.
Оспариваемые действия органа местного самоуправления, связанные с направлением в адрес ИП Прохоровой В.С. ответов на ее обращения, носят разъяснительный характер о порядке предоставления земельных участков и соответствуют требованиям действующего земельного законодательства.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты в части отказа заявителю в удовлетворении требований о признании незаконными действий Администрации города Красноперекопска судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего земельного законодательства, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А83-13951/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав, цель использования земельного участка.
...
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 3 статьи 39.15 ЗК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 августа 2019 г. N Ф10-2876/19 по делу N А83-13951/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2876/19
22.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-805/19
07.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13951/18
25.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13951/18