г. Калуга |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А83-13233/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2019.
Постановление в полном объёме изготовлено 09.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.В. Циплякова, |
судей |
Л.В. Солодовой, |
|
А.Н. Шульгиной, |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Трохачевой, |
при участии в судебном заседании представителей:
ООО "Миндальная роща" - Кутковой Н.М. по доверенности от 06.08.2019;
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Шерстнева С.И. по доверенности от 07.08.2019, Шелтик Е.В. по доверенности от 27.12.2018;
администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым - Тороповой И.В. по доверенностям от 26.07.2019, от 29.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Миндальная роща", Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делуN А83-13233/2017,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610, ИНН 9101003371, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" (далее - ответчик, общество, ООО "Миндальная Роща") о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 2 292 212 рублей 58 копеек, а также пени за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 235 385 рублей 65 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинский городской совет Республики Крым (далее - совет), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - МИЗО).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.02.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены в части, с общества взыскана неустойка по договору аренды земельного участка от 24.12.2015 за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 18 473 рублей 40 копеек.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.09.2018 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.01.2019 (судья М.П. Авдеев), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 (судьи И.В. Евдокимов, Н.И. Сикорская, А.А. Тарасенко), исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых судами первой и апелляционной инстанции судебных актов, ООО "Миндальная Роща" и МИЗО Республики Крым обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований.
ООО "Миндальная Роща" указывает, что судами обеих инстанций неверно истолкован абзац 1 пункта 1 постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", что привело к принятию незаконного судебного акта. Обращает внимание, что поскольку вид разрешенного использования код 4.7 не изменен в целях обеспечения возможности осуществления арендатором вида деятельности, а впервые присвоен арендуемому ответчиком земельному участку в целях приведения правоотношений в соответствие с требованиями российского законодательства, принятие судами во внимание цен, установленных решением Алуштинского городского Совета от 26.12.2011 N 7/560 "Об утверждении технической документации нормативной денежной оценке земель г. Алушты" в размере 1 393,52 грн. для земель коммерческого использования по земельно-оценочному району 33 является необоснованным. При этом, решением Алуштинского городского совета от 26.12.2011 N 7/560 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель г. Алушты" определена базовая величина стоимости 1 кв.м., являющееся основным элементом необходимым для исчисления нормативной цены. Полагает, что в отсутствие судебного решения администрация не имела полномочий пересматривать методику применения нормативной цены, отменять установленную в договоре и рассчитанную в соответствии с действующим законодательством. Указывает, что в рассматриваемом случае со стороны истца имеет место злоупотребление правом, ввиду непредставления документов, подтверждающих денежную оценку арендуемого земельного участка.
МИЗО полагает, что поскольку нормативная цена спорного земельного участка была установлена до 01.01.2014 при заключении договора аренды, порядок расчета арендной платы подлежит определению в соответствии с пунктом 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым". Кассатор указывает, что Положением о порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности ставка установлена в размере 6% от нормативной цены, в связи с чем по спорному договору аренды расчеты по арендной плате за период с 01.01.2017 необходимо производить, в том числе, с учетом положений статьи 18 Закона Украины от 11.12.2003 N 1378-IV "Об оценке земель", статьи 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В судебном заседании представители ООО "Миндальная роща", МИЗО поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель администрации, совета возражал против доводов кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, своего представителя в суд округа не направило. Дело рассмотрено в отсутствие управления в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По мнению суда кассационной инстанции, удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статей 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 22, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 12, 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" (далее - Закон N 6-ФКЗ), статьи 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), разъяснениями, приведенными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Пленум N 73), обоснованно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.11.2009 между обществом и Алуштинским городским Советом на основании решения 45 сессии 5 созыва Алуштинского городского совета от 09.09.2009 N 45/35 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01 103 000 00:01:007:0168, общей площадью 1,0570 га, расположенного по адресу: г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5, сроком на 49 лет (далее - договор аренды). Земельный участок передан обществу по акту приема-передачи 01.12.2010.
Согласно пунктам 10, 11 договора аренды, расчет размера арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются во время заключения или изменения условий договора аренды или продления его действия. Арендная плата вносится ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца, следующего за последним календарным днем отчетного месяца.
Дополнительным соглашением от 30.03.2012 стороны установили, что нормативная денежная оценка участка с 01.01.2012 составляет 294 585 гривен, арендная плата вносится в размере 3% от нормативной денежной оценки земельного участка в сумме 88 375,77 гривен в год, 7 364,65 гривен в месяц.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым" 24.12.2015 приведен в соответствие договор аренды земельного участка площадью 10 570 кв.м, кадастровый номер 90:15:010107:113, расположенный по адресу: г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5, путем заключения между сторонами договора аренды земельного участка и составления акта приема-передачи земельного участка, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 10 570 кв.м из земель, находящихся в собственности муниципального образования городского округа Алушта, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание, кадастровый номер 90:15:010107:113, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5.
Пунктом 5.6 указанного договора предусмотрено, что расчет размера арендной платы определен в приложении 1 к договору, которое является его неотъемлемой частью.
Решением Алуштинского городского совета от 23.12.2016 N 25/79 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков" (далее - Решение N 25/79), в том числе с учетом изменений от 18.08.2017 на основании решения Алуштинского городского совета N 33/116, определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Как установлено судами, в период с 01.01.2016 по 10.08.2017 общество перечислило 671 050 рублей 53 копейки за аренду земельного участка.
По сведениям администрации за обществом числится задолженность по арендной плате.
Расчет произведен истцом исходя из нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", согласно Приложения N 3 к которому раздел 2 устанавливает порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым по формуле (НЦзу = НЦ x П, где НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях; НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему постановлению, в рублях; П - площадь земельного участка, в квадратных метрах).
Ввиду не исполнения обществом обязательств по договору аренды, 14.08.2017 администрация направила в адрес общества предупреждение (требование) о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность по арендной плате, а также пени.
Письмом от 24.08.2017 N 66 общество предложило арендодателю привести расчеты по арендной плате в соответствие с нормативной оценкой земельного участка, установленной по состоянию на 2015 год.
Ненадлежащее исполнение обществом обязательств по договору в части оплаты арендной платы явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с указанным иском.
Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции указали, что представленный истцом расчет задолженности согласуется с Положением о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, утвержденного Решением N 25/79 и является верным.
Согласно статье 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 22, статьи 65 ЗК РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 16, 19 Пленума N 73, общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. При рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Судами учтено, что пункт 5.7 договора аренды от 24.12.2015 предусматривает изменение арендной платы со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Республики Крым, муниципального образования городской округ Алушта, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, а также применяемых при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор. При этом, перерасчет сумм арендной платы производится арендатором.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ, статья 12 Закона Республики Крым от 24.12.2014 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015).
Из положений статьи 11 Закона N 38-3РК следует, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 01 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.
Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 данной статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Советом министров Республики Крым 12.11.2014 принято постановление N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым в том числе утверждена нормативная цена земельных участков (далее - Постановление N 450).
Согласно пункту 1 Постановления N 450 нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 01.11.2014 с коэффициентом 3,8, пунктом 2 утверждена нормативная цена 1 кв.м земель населенных пунктов Республики Крым.
Исходя из положений статей 12, 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности устанавливается органом местного самоуправления.
Решением N 25/79 определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Указанным решением утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков (далее - Положение), решение опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым - газете "Алуштинский вестник" от 29.12.2016 N 51 (1334) и вступило в законную силу с 01.01.2017.
Пунктом 2.4 указанного положения установлено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ). Расчет производится по следующей формуле: АП = КСзу x % ВРИ x Ки, где: АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли); Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Арендная плата рассчитана истцом исходя из вида разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7), что соответствует договорному целевому назначению земельного участка.
Указанный вид разрешенного использования выбран сторонами исходя из действующего на дату перезаключения договора (24.12.2015) перечня, ввиду отсутствия в нем какой-либо сопоставимой альтернативы, более близкой по смыслу к целевому использованию земельного участка до марта 2014 года.
Как верно установлено судами, расчет администрацией осуществлен в соответствии с пунктом 2.5. Положения, утвержденного Решением N 25/79, в связи с чем заявленные требования обосновано удовлетворены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Доводам кассаторов судами дана надлежащая правовая оценка. Достаточных оснований для их переоценки суд округа не усматривает.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей оценки судов, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А83-13233/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ципляков |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статьи 11 Закона N 38-3РК следует, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 01 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.
...
Исходя из положений статей 12, 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности устанавливается органом местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2019 г. N Ф10-3546/18 по делу N А83-13233/2017
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3546/18
07.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17
16.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17
08.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-592/18
09.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17
27.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3546/18
22.06.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-592/18
28.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13233/17