г.Калуга |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А83-15396/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Р.Г.Калуцких Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым - Хованский Иван Викторович, представитель по доверенности от 06.03.2019 N 2/Д;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" - не явились, извещены надлежаще;
от Акционерного общества "Страховая компания "Стерх" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 по делу N А83-15396/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - заявитель, Государственный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю) по делу N 06/2318-18 от 11.07.2018 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 указанное решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым заявленные Государственным комитетом требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю обжаловало его в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного комитета, судебная коллегия считает, что постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 подлежит отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда Республики Крым от 08.02.2019 по настоящему делу в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 31 мая 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом - Государственный комитет конкуретной политики Республики Крым было опубликовано извещение N 0175200000418000304 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта по предоставлению услуги - "Услуги по страхованию гражданской ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения бункерских топливом и за ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ".
Для участия в проводимых торгах были поданы заявки от следующих страховых компаний: АО "Страхования компания "Стерх"; ПАО "СК Росгосстрах"; ООО "Крымская первая страховая компания".
По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (протокол N 017520000041800030 от 29.06.2018) заявка АО "СК "Стерх" была отклонена. Как следует из содержания указанного протокола, основанием для отклонения заявки АО "СК "Стерх" послужили выводы членов комиссии о не подписании представителем участника торгов данной заявки.
Не согласившись с указанным решением уполномоченного органа в части отклонения заявки, 04 июля 2018 года АО "СК "Стерх" обратилось в Крымское УФАС России с соответствующей жалобой.
По результатам рассмотрения поступившей жалобы антимонопольным органом 11 июля 2018 года принято решение, которым жалоба заявителя признана обоснованной, в действиях комиссии Заказчика (Уполномоченного органа) установлено нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 3 указанного решения Государственному комитету было выдано обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым последнему предлагалось в срок до 14.08.2018 отменить протокол рассмотрения оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 017520000041800030 от 29.06.2018, назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, разместить информацию об отмене протоколов и о новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Указанное предписание антимонопольного органа заявителем было исполнено. По результатам проведенных торгов победителем признано ООО "Крымская первая страховая компания".
Не согласившись с решением Крымского УФАС России от 11.07.2018 N 06/2318-18, Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым обжаловал его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Крым обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. На конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), позволяющее определить открытый конкурс (лот), на участие в котором подается заявка. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, основанием для отклонения заявки АО "СК "Стерх" на участие в проводимых торгах послужил факт отсутствия подписи уполномоченного лица участника торгов на бумажной наклейке оборотной стороны тома заявки, закрывающей место скрепления нитей прошивки данного тома.
Признавая решение комиссии заказчика в этой части неправомерным, арбитражный суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
Сама заявка АО "СК "Стерх" на участие в открытом конкурсе была подписана уполномоченным лицом участника торгов и скреплена печатью юридического лица.
Пакет документов, входящих в состав заявки, содержал опись данных документов с указанием количества листов, подписанную уполномоченным лицом общества.
Место скрепления нитей прошивки тома заявки было закрыто бумажной наклейкой, на которой указано количество прошитых листов. Указанные сведения, содержащиеся на бумажной наклейке, скреплены печатью участника торгов.
Изложенный в статье 51 Закона N 44-ФЗ порядок формирования тома заявки направлен, в том числе на исключение возможности подмены документов, входящих в состав заявки, в процессе проведения торгов.
Вышеизложенный порядок формирования пакета документов, входящих в состав заявки АО "СК "Стерх", исключал такую возможность подмены документов, а поэтому решение комиссии об отклонении заявки общества по мотивам отсутствия подписи уполномоченного лица на бумажной наклейке, закрывающей место скрепления нитей сшива тома заявки, не соответствует принципам контрактной системы, установленным Законом N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал правомерным решение Крымского УФАС России о признании действий комиссии, связанных с отклонением заявки АО "СК "Стерх", нарушающими часть 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ.
Изложенные выводы арбитражного суда служили основанием для отказа в удовлетворении требований Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым о признании недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие подписи уполномоченного лица участника торгов на наклейке, закрывающей место скрепления нитей сшива тома заявки, является существенным нарушением норм Закона N 44-ФЗ, влекущем за собой отклонение заявки участника торгов, судебная коллегия считает ошибочными.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемое постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Крым по настоящему делу.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 по делу N А83-15396/2018 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.02.2019.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Место скрепления нитей прошивки тома заявки было закрыто бумажной наклейкой, на которой указано количество прошитых листов. Указанные сведения, содержащиеся на бумажной наклейке, скреплены печатью участника торгов.
Изложенный в статье 51 Закона N 44-ФЗ порядок формирования тома заявки направлен, в том числе на исключение возможности подмены документов, входящих в состав заявки, в процессе проведения торгов.
Вышеизложенный порядок формирования пакета документов, входящих в состав заявки АО "СК "Стерх", исключал такую возможность подмены документов, а поэтому решение комиссии об отклонении заявки общества по мотивам отсутствия подписи уполномоченного лица на бумажной наклейке, закрывающей место скрепления нитей сшива тома заявки, не соответствует принципам контрактной системы, установленным Законом N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал правомерным решение Крымского УФАС России о признании действий комиссии, связанных с отклонением заявки АО "СК "Стерх", нарушающими часть 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ.
...
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие подписи уполномоченного лица участника торгов на наклейке, закрывающей место скрепления нитей сшива тома заявки, является существенным нарушением норм Закона N 44-ФЗ, влекущем за собой отклонение заявки участника торгов, судебная коллегия считает ошибочными."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 августа 2019 г. N Ф10-2934/19 по делу N А83-15396/2018