г.Калуга |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А62-4467/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от АО "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (г.Смоленск, ул.Тенишевой, д.15): Макарова О.В. - представитель по доверенности от 10.04.2019 N 23;
от Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г.Смоленск, ул.Чаплина, д.12): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Надежда" (Смоленская область, Краснинский р-н, д.Гусино, Советская, д.15): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.01.2019 (судья Красильникова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019 (судьи Еремичева Н.В., Большаков Д.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-4467/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене определения центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган, ответчик) от 11.04.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено - муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальное хозяйство "Надежда" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.01.2019 В удовлетворении требования общества отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019 решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.01.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, полагая, что невыполнение потребителем мероприятий по разработке и предоставлению плана содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Иные стороны отзывов, либо пояснений суду округа не представляли.
В судебном заседании, проведённом 07.08.2019, посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, представитель АО "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" поддержала позицию кассационной жалобы в полном объёме.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.08.2019.
После перерыва, у суда округа, отсутствовала техническая возможность проведения судебного заседания при помощи системы видеоконференц-связи.
После перерыва стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд округа считает судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что согласно уведомлению от 20.11.2017, по состоянию на 20.11.2017 задолженность потребителя перед АО "АтомЭнергоСбыт" составила 139 785 рублей 08 копеек. Кроме того, 42 087 рублей 72 копейки необходимо уплатить до 25.11.2017 (40% объема потребления октября 2017 года).
Указанные обстоятельства явились основанием для направления 20.11.2017 уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии (получено потребителем 20.11.2017).
В заявлении АО "АтомЭнергоСбыт" в адрес административного органа от 05.03.2017 указано, что задолженность предприятия составляет 115 219 рублей 29 копеек и является задолженностью за октябрь 2017 года, задолженность не погашена, однако предприятием не предоставлены утверждённый план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств потребителя полного ограничения режима потребления, не выполнены мероприятия по установке за свой счёт автономных источников питания, не направлено ПАО "МРСК Центра" уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Определением от 11.04.2018 управление, рассмотрев заявление АО "АтомЭнергоСбыт", отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ "Надежда" (потребитель) на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Основанием для вынесения административным органом оспариваемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении послужили выводы об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в действиях (бездействии) третьего лица.
В обоснование позиции Управление указало, что часть 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение потребителем особой категории определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии, отраженные в Плане мероприятий, разработанном в соответствии с пунктом 16 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Уведомление о введении в отношении МУП ЖКХ "Надежда" ограничения режима потребления электроэнергии получено учреждением 20.11.2017.
С заявлением же о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось 12.03.2018, то есть до истечения 6 месячного срока.
Не согласившись с отказом о возбуждении административного дела общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.01.2019, оставленным в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019, в удовлетворении требований отказано.
Суды указали, что Управление правомерно не усмотрело оснований для возбуждения в отношении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ по состоянию на 11.04.2018.
Не согласившись с решением и постановлением АО "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа удовлетворяет жалобу по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 названной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
В силу частей 3, 4 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Пунктом 7.1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон N 35-ФЗ) установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Судами установлено и следует из материалов дела, а также не оспаривается сторонами, что МУП ЖКХ "Надежда" осуществляет эксплуатацию следующих объектов централизованного водоснабжения: водокачка, дер. Гусино (микрорайон Керамик); КНС, дер. Гусино; КНС, дер. Гусино, ул. Молодежная; очистные сооружения N 1, дер. Гусино; очистные сооружения N 2, дер. Гусино; водокачка "Сырзавод", дер. Гусино.
В соответствии с пунктом 13 раздела "Муниципальное образование "Краснинский район" Смоленской области" Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утвержденного распоряжением губернатора Смоленской области от 29.04.2013 N 398-р, МУП ЖКХ "Надежда" отнесено к особой категории потребителей. Согласно данным, предоставленным заявителем, у МУП ЖКХ "Надежда" акт согласования технологической и (или) аварийной брони отсутствует.
Судами установлено и следует из уведомления от 20.11.2017, по состоянию на 20.11.2017, что задолженность потребителя перед АО "АтомЭнергоСбыт" составила 139 785 рублей 08 копеек. Кроме того, 42 087 рублей 72 копейки необходимо уплатить до 25.11.2017 (40% объема потребления октября 2017 года). Указанные обстоятельства явились основанием для направления 20.11.2017 уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии (получено потребителем 20.11.2017).
Таким образом, МУП ЖКХ "Надежда" является субъектом административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ, который получил в связи с неуплатой задолженности за электрическую энергию уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии и должен был предпринять меры обеспечивающие готовность предприятия к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий.
Абзацем 1 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон N 35-ФЗ) на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями-участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 N 624 с 29.09.2017 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ, пункт 16 "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, изложен в новой редакции, так же Правила дополнены пунктом 16(1).
Согласно указанным пунктам Правил потребитель вышеуказанной категории обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения таких мероприятий не должен превышать 6 месяцев, если в отношении потребителя не согласованы технологическая и аварийная брони.
При этом, потребитель, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления:
- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Таким образом, как верно указано судами, потребитель после получения уведомления самостоятельно разрабатывает план необходимых мероприятий по обеспечению готовности и выполняет указанные мероприятия в срок не превышающий 6 месяцев, после чего направляет инициатору введения ограничения уведомление о готовности. Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий (абзацы 2, 4 пункта 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Вместе с тем, абзац 3 пункта 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ определено, что Порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии может быть установлен иной, нежели 6 месяцев, срок выполнения мероприятий готовности.
Из буквального содержания абзац 4 пункта 16 (1) следует, что в том случае, если исполнителю не был представлен утвержденный план мероприятий, потребитель обязан в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети.
Поскольку по материалам дела предприятием в адрес энергоснабжающей организации не был предоставлен соответствующий план мероприятий, что следует из заявления общества от 05.03.2017, задолженность потребителя погашена не была, двухмесячный срок с момента получения уведомления 20.11.2017 истёк, потребитель продолжает потреблять электрическую энергию из внешней сети (что подтверждается актом контрольного снятия показаний приборов учета электрической энергии от 22.02.2018), а уведомление о готовности представлено не было, у административного органа при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имелось правовых оснований ссылаться на не истечение 6 месячного срока выполнения потребителем соответствующих мероприятий.
При таких обстоятельствах, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 11.04.2018 вынесено незаконно, без учёта положений абзаца 4 пункта 16 (1) Правил, подлежит отмене.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленного АО "АтомЭнергоСбыт" основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отмене, требования общества удовлетворению.
Согласно абзацу 5 пункта 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
Таким образом, вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Смоленской области. При этом суд не подменяет собой административный орган и не ограничивает его в праве проведения проверки и принятия процессуального решения в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.01.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019 по делу N А62-4467/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить определение от 11.04.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, направить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.