г. Калуга |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А23-6436/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от кооператива развития бизнеса и народного благосостояния "Справедливость" (г. Кисловодск, ул. Желябова, д. 10, ИНН 2628801775, ОГРН 1132651012636): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области: Минаев С.А. (доверенность от 09.01.2019 N 14д);
от Центрального Банка Российской Федерации (г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Калуга) (г. Калуга): Цехотская Т.П. (доверенности от 14.08.2018, 02.08.2018, 16.04.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу кооператива развития бизнеса и народного благосостояния "Справедливость" на решение Арбитражного суда Калужской области от 30 января 2019 года (судья Харчиков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2019 года (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А23-6436/2018,
УСТАНОВИЛ:
кооператив развития бизнеса и народного благосостояния "Справедливость" (далее - КРБНБ "Справедливость", кооператив) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 30.07.2018 по делу N 04-09р/2018.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центрального Банка Российской Федерации в лице отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Калуга) (г. Калуга) (далее - отделение банка).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, КРБНБ "Справедливость" обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать пункт 2 решения и предписание от 30.07.2018 незаконными. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление и отделение банка в отзывах на кассационную жалобу просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления и банка возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
КРБНБ "Справедливость", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанного лица.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес управления поступило обращение отделения банка от 26.03.2018 по факту размещения кооперативом в публичных изданиях от 09.03.2018 и 16.03.2018 рекламной публикации следующего содержания: "Думайте о большем! 16,5% Сберегательная программа "Стабильный месяц" Они растут быстро! Народные инвестиции в малый бизнес. Справедливость. Потребительское общество. Г. Калуга, ул. Суворова, д. 121, 1 этаж, офис 100/2. 8-800-222-21-32, 8-930-845-22-50, (4842) 22-09-53. *Информация для членов ПО "Справедливость". Ставка 16,5% годовых предусмотрена целевой программой "Фонд финансовой взаимопомощи" (вид "Стабильный месяц") при размещении от 5000 до 700 000 руб. на 12 месяцев. Выплата процентов осуществляется ежемесячно. Процентная ставка является фиксированной и не подлежит изменению за исключением досрочного расторжения. Доход от размещения сбережений облагается НДФЛ в соответствии с НК РФ.
ПО "Справедливость" действует на основании Федерального закона 3085-1 от 19.06.1992 г. ОГРН 1132651012636. Лица, желающие вступить в общество, оплачивают вступительный взнос и обязательный паевой взнос в размере, установленном Уставом. Членство в обществе может повлечь дополнительные расходы для пайщиков в соответствии с Федеральным законом, уставом и внутренними документами общества".
24.05.2018 управлением возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Решением комиссии антимонопольного органа от 30.07.2018 реклама КРБНБ "Справедливость" в газетах "Ва-БанкЪ. Калужский выпуск" N 9 (1159) от 09.03.2018, "Из рук в руки" N 11 (717) от 16.03.2018 признана ненадлежащей, в связи с нарушением требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 Закона о рекламе. На основании пункта 3 решения КРБНБ "Справедливость" выдано предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
Полагая, что решение управления в части признания рекламы кооператива нарушающей требования части 14 статьи 28 Закона о рекламе и предписание от 30.07.2018 являются незаконными, КРБНБ "Справедливость" обратился в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые решение и предписание управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы КРБНБ "Справедливость".
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные акты в части нарушения КРБНБ "Справедливость" пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не оспариваются.
Основанием для вынесения решения и предписания послужили выводы управления о нарушении, в том числе, требований части 14 статьи 28 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащей рекламой в понимании пункта 4 статьи 3 данного закона признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Ответственность за нарушение указанных положений в силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Частью 14 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Из пунктов 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) следует, что финансовая услуга - услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; кредитный потребительский кооператив является финансовой организацией.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации) определено, что потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.
Согласно подпункту 17 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" фонд финансовой взаимопомощи - фонд, формируемый из части имущества кредитного кооператива, в том числе из привлеченных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), иных денежных средств и используемый для предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Закона о рекламе, Закона о защите конкуренции, Закона о потребительской кооперации, Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях кооператива нарушений части 14 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку распространенная кооперативом реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и вводит потребителя в заблуждение.
Из содержания спорной рекламы судами установлено, что объектом рекламирования фактически выступают услуги по привлечению денежных средств пайщиков в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива, который должен состоять в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.
Однако КРБНБ "Справедливость" не является кредитной организацией и не вправе оказывать финансовые услуги, принимать денежные средства и сбережения во вклады.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что спорная реклама направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к финансовой услуге, которую вправе оказывать кредитный потребительский кооператив.
Вопреки доводам кассационной жалобы участие в хозяйственной деятельности потребительского общества в соответствии с Законом о потребительской кооперации не предполагает направления денежных средств в фонд финансовой взаимопомощи. Суды верно указали, что деятельность потребительских кооперативов осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных данным законом и не предполагает размещения денежных средств под проценты в фонды финансовой взаимопомощи.
Из буквального восприятия текста рекламы ее потребитель, который является менее защищенной категорией, может счесть, что в ней предлагается не только пайщикам, но и широкому кругу лиц, разместить денежные средства под 16,5% в Сберегательную программу "Стабильный месяц", при этом в информации для членов ПО "Справедливость", размещенной в рекламе в качестве сноски мелким шрифтом, указано, что ставка 16,5% годовых предусмотрена целевой программой "Фонд финансовой взаимопомощи", тогда как участие в хозяйственной деятельности потребительского общества должно осуществляться в целях удовлетворения материальных и иных потребностей именно его членов и не предполагает размещения денежных средств под проценты в фонд финансовой взаимопомощи.
Тот факт, что рекламная публикация имеет указание на то, что КРБНБ "Справедливость" действует на основании Закона о потребительской кооперации и содержит приписку: "*Информация для членов ПО "Справедливость" не опровергает выводы судов, поскольку информация, изложенная в рекламе, должна восприниматься целиком, а отдельные фразы не могут быть взяты из общего контекста рекламы, а также должна быть четко, ясно доведена до потребителей, восприниматься ими однозначно, и не приводить к искажению смысла рекламы.
Иное толкование заявителем положений закона и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 30 января 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2019 года по делу N А23-6436/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.