г. Калуга |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А62-6883/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Ермакова М.Н. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от ЗАО "Олертра" (UAB Olertra) (Литва, г. Вильнюс, ул. Вилкпедес, д. 6) |
не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, |
от Смоленской таможни (г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105) |
Ковалева А.В. - представителя (доверен. от 16.05.2019 г. N 04-44/48) Сахаровой Е.П. - представителя (доверен. от 30.11.2018 г. N 04-50/79)
|
рассмотрев кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 г. (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 г. (судьи Большаков Д.В., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А62-6883/2018,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Олертра" (UAB Olertra) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Смоленской таможни по делам об административных правонарушениях от 29.06.2018 г. N 10113000-1166/2018, от 13.07.2018 г. N 10113000-1310/2018, от 13.07.2018 г. N 10113000-1311/2018.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Смоленская таможня просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Олертра" постановлениями Смоленской таможни от 29.06.2018 г. N 10113000-1166/2018, от 13.07.2018 г. N 10113000-1310/2018, от 13.07.2018 г. N 10113000-1311/2018 привлечено к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.
Не согласившись данными постановлениями таможенного органа, ЗАО "Олертра" (UAB Olertra) обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Как определено в статье 47 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного Российской Федерацией в городе Астане 29.05.2014 г., государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением N 7 к Договору, т.е. применять специальные экономические меры.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 281-ФЗ).
Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. N 560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. N 560 также предусмотрено, что ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29.07.2015 г. N 391 ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению.
Вместе с тем, пунктом 2 установлено, что положения настоящего Указа не применяются в отношении: а) товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования; б) товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий: подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам; действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки; соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.
Таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (п.1 ст.142 ТК ЕАЭС).
Как установлено судами, на территорию таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни прибыли транспортные средства, в которых с таможенной территории ЕАЭС вывозился товар - сало свиное замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209, страна происхождения Нидерланды, отправитель - "Vion food international", Нидерланды (по заказу - UAB "Baltika merx", Литва), получатель - ООО "Мастер-торг", Украина, перевозчик UAB "OLERTRANS", Литва, который помещен таможенным органом Республики Беларусь под таможенную процедуру таможенного транзита.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 определен Перечень продукции, ввоз которой на территорию Российской Федерации запрещен. К такой продукции отнесены товары из товарной позиции 0209 ТН ВЭД ЕАЭС (свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые).
Между тем, таможней не опровергнуто, что товар ввезен иностранным перевозчиком не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью перемещения через территорию Российской Федерации для дальнейшего ввоза на территорию Украины, при этом перевозчиком были представлены все необходимые фитосанитарные документы, подтверждающие происхождение и качество товара, и оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита у таможенного органа не имелось.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у таможенного органа достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена не в месте поставки, а на территории Российской Федерации, таможней в материалы дела не представлено.
Учитывая, что товар является предметом сделки, совершенной между лицами иностранных государств, перевозка спорного товара осуществлялась иностранным перевозчиком по таможенной процедуре таможенного транзита, и товар был ввезен на территорию Российской Федерации с целью перемещения через ее территорию для дальнейшего вывоза на территорию Украины, руководствуясь вышеприведенными положениями суды сделали правомерный вывод, что ограничения и запреты к спорному товару применены быть не могут.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.03.2017 г. N 307-АД16-16770, от 25.04.2018 г. N 308-КГ17-12587.
Ссылка таможни в кассационной жалобе на судебную практику отклоняется, в связи с различными фактическими обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы таможенного органа, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка, не свидетельствуют о нарушении ими норм материального или процессуального права, а выражают лишь несогласие с выводами судов, в связи с чем отклоняются.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 г. по делу N А62-6883/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.