г.Калуга |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А35-7257/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Первый брокер" (ОГРН 5167746197450, ИНН 9705077746, ул.Пятницкая, д.41, стр.2, квартал 371, комната 7, г.Москва, 119017) - Бересневой О.А. (дов. от 30.10.2018),
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (ОГРН 1044637043692, ИНН 4632012456, ул.Энгельса, 115, г.Курск, 305007) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Первый брокер" на решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2019 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (судьи Михайлова Т.Л., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А35-7257/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Первый брокер" (далее - общество, ломбард) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - ИФНС, административный орган) от 08.08.2018 N 21-08/26 по делу об административном правонарушении по части 5 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предписания от 08.08.2018 N 21-08/26 об обеспечении соблюдения абзаца 7 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ, Закон о применении ККТ).
Решением арбитражного суда Курской области от 01.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, так как административный орган не представил надлежащего доказательства направления обществу 10.07.2018 запроса о предоставлении документов и необходимости явки 13.07.2018; суды проигнорировали представленные ломбардом доказательства реализации невостребованных вещей только ООО "Золотой" (ювелирные изделия), ИП Сергеенкову А.В. (техника); обособленное подразделение общества в г.Курске поставлено на налоговый учет только 15.05.2018, в связи с чем 01.06.2018 в силу статьи 10 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах) ломбард не имел права реализовывать невостребованные предметы; суды не дали оценки требованию налогового органа о предоставлении документов за период с 01.05.2018; судами не учтено, что действие Закона о применении ККТ не распространяется на осуществление расчетов ломбардов с населением до 01.07.2019. Кроме того, в жалобе общество указывает на нарушение налоговым органом положений Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н (далее - Административный регламент N 132н), и утвержденного приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент N133н)
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по г.Курску считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы ломбарда были предметом проверки и правовой оценки судов, не являются основанием для отмены решения и постановления судов. Инспекция ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, в связи с получением из управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области заявления гражданина Шеставина А.П. о приобретении 01.06.018 смартфона SAMSUNG Galaxy S8 в ломбарде по адресу г. Курск, ул. К. Маркса, 62/21 без выдачи чека на основании поручений начальника ИФНС России по г.Курску от 09.07.2018 N N 32 и 32/1 решено провести проверку соблюдения обществом "Ломбард "Первый брокер" законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, а также проверку по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в соответствии с положениями Административных регламентов N 132н и N 133н.
Инспекцией обществу посредством электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи ООО "Компания "Тензор" (далее - ТКС) направлено извещение от 09.07.2018 о необходимости руководителю общества явиться в инспекцию по г. Курску и представить документы, связанные с осуществлением наличных денежных расчетов с населением, 10.07.2018 в 16 час. 00 мин.
Общество "Ломбард "Первый брокер" письмом от 09.07.2018 сообщило инспекции по г. Курску о невозможности явки в указанное время в связи с нахождением исполнительного органа и всей документации в г. Москве и отсутствием уполномоченного представителя в г. Курске.
Инспекцией посредством ТКС в адрес общества направлено письмо от 10.07.2018 N 21-17/032818, которым обществу было предложено явиться в инспекцию 13.07.2018 в 15 час. 00 мин. для представления следующих документов: кассовая книга обособленного подразделения общества "Ломбард "Первый брокер" за период с 01.05.2018 по 09.07.2018; приходные и расходные кассовые ордеры за период, бланки строгой отчетности, журнал учета бланков строгой отчетности за период с 01.08.2018 по 09.07.2018; приказ на руководителя, главного бухгалтера; договор аренды или свидетельство на право собственности нежилого помещения по адресу: г. Курск, ул. К.Маркса, д. 62/21; приказ о приеме на работу, трудовой договор, должностная инструкция на работника Ящук О.В.; документы на компьютерную программу, используемую в деятельности общества "Ломбард "Первый брокер"; сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение законодательства о применении ККТ и порядка ведения кассовых операций, с приложением соответствующих документов.
В указанное время представитель общества также не явился в административный орган, истребованные документы не представлены.
Инспекцией по г. Курску составлен акт проверки от 13.07.2018 N 00007, в котором отражены изложенные обстоятельства.
18.07.2018 обществу по ТКС инспекцией направлено извещение от 16.07.2018 N 21-18/033959 о необходимости явиться 25.07.2018 в 15 час.00 мин. для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.5 КоАП РФ. Извещение получено обществом 18.07.2018 в 15.46, что подтверждается извещением о получении электронного документа (т. 1 л.д. 107).
Усмотрев в бездействии общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.5 КоАП РФ, 25.07.2018 уполномоченным должностным лицом административного органа в отсутствие законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 49203.
Постановлением ИФНС России по г.Курску от 08.08.2018 N 21-08/26 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ инспекцией обществу "Ломбард "Первый брокер" выдано предписание N 21-08/26 от 08.08.2018, которым обществу предписано обеспечить соблюдение абзаца 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ. Срок исполнения предписания установлен административным органом в течение месяца со дня его получения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности и выданным предписанием, ООО "Ломбард "Первый брокер" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, а также соблюдения инспекцией по г. Курску порядка и сроков привлечения ломбарда к административной ответственности и выдаче оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу части 5 статьи 14.5 КоАП РФ непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон о применении ККТ) контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.
В соответствии с положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ) расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 192-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
Согласно части 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закона N 196-ФЗ) ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".
В соответствии со статьей 12 Закона N 196-ФЗ ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. В случае, если сумма оценки невостребованной вещи превышает тридцать тысяч рублей, ее реализация осуществляется только путем продажи с публичных торгов. В иных случаях форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения (статья 13 Закона N 196-ФЗ).
Таким образом, с учетом совокупности вышеприведенных правовых положений Закана N 196-ФЗ с учетом данного в статье 1.1 Закона о применении ККТ, в редакции действующей с 03.07.2018, определения расчетов с физическими лицами, суды пришли к обоснованному выводу, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ ломбард, как организация, осуществляющая расчеты при продаже невостребованной вещи, обязана выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности.
Исключение установлено положениями пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 192-ФЗ, а именно до 01.07.2019 при осуществлении безналичных расчетов организациями и индивидуальными предпринимателями при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги ККТ или бланк строгой отчетности не применяется или не выдается.
Таким образом, доводы общества о нераспространении на расчеты, производимые ломбардом с наличной формой расчетов, положений Закона о ККТ отклоняются.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 14.5 КоАП РФ, выражается в факте непредставления документов по запросам налоговых органов или их представление с нарушением сроков, установленных законодательством о применении контрольно-кассовой техники.
В кассационной жалобе общество указывает, что не допустило правонарушение, поскольку факт надлежащего направления налоговой инспекцией извещения о необходимости представления запрошенных документов 13.07.2018 административным органом не доказан.
Довод кассатора отклоняется судом округа, поскольку налоговый орган направил запрос о предоставлении документов 10.07.2018 (исх.N 21- том 1) с использованием ТКС.
При этом данный способ взаимодействия между обществом и налоговым органом по получению и предоставлению информации оценен судом первой инстанции как надлежащий способ извещения, поскольку общество таким же образом направляет в ИФНС сообщения, что подтверждено материалами арбитражного дела.
Оценивая вмененное обществу правонарушение, суды верно указали, что в данном случае состав правонарушения является формальным, поскольку для квалификации нарушения достаточно факта непредставления документов, запрошенных налоговым органом в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 7 Закона N 53-ФЗ, а именно налоговый орган при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателе, запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники.
Утверждение кассатора о нарушении ИФНС России по г.Курску Административных регламентов N 132н и N 133-н отклоняются судом округа, как не нашедшие свое подтверждения в материалах дела.
В соответствии с пунктами 22 Административного регламента N 132н и Административного регламента N 133н основанием для начала административной процедуры по проверке выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (далее - кассовые чеки), установлению факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей является поручение руководителя (заместителя руководителя) Инспекции на исполнение государственной функции, данного специалистам Инспекции.
В рассмотренном деле проверка была инициирована инспекцией на основании поступившей из управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области информации, в связи с чем начальником инспекции ФНС России по г.Курску изданы поручения от 09.07.2018 N 32 и N 32/1 (л.д. 123, 214 том 1).
В соответствии с пунктами 34, 35 Административного регламента N 132н и пунктом 7 Административного регламента N 133н налоговым органом при проверки рассматриваются представленные проверяемым объектом (в виде оригиналов или заверенных должным образом копий) документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств.
Таким образом, действия налоговой инспекции совершены в пределах полномочий, предоставленных указанными регламентами, и с соблюдением последовательности их осуществления.
Судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями статьи 210 АПК РФ проверено соблюдение налоговым органом процедуры привлечения общества к административной ответственности. Существенных нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, суды не установили. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Учитывая наличие смягчающих обстоятельств, административным органом к обществу применено административное наказание в виде предупреждения, которое согласно ст. 3.4 Кодекса выражается в официальном порицании юридического лица, что в полной мере соответствует принципу справедливости, учитывая, что допущено впервые.
Доводы о том, что в выданном в соответствии со статей 29.13 КоАП РФ предписании отсутствуют конкретные меры, которые общество должно совершить, судом округа отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное, суд округа не находит оснований для отмены решения и постановления судов, поскольку судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А35-7257/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями статьи 210 АПК РФ проверено соблюдение налоговым органом процедуры привлечения общества к административной ответственности. Существенных нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, суды не установили. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Учитывая наличие смягчающих обстоятельств, административным органом к обществу применено административное наказание в виде предупреждения, которое согласно ст. 3.4 Кодекса выражается в официальном порицании юридического лица, что в полной мере соответствует принципу справедливости, учитывая, что допущено впервые.
Доводы о том, что в выданном в соответствии со статей 29.13 КоАП РФ предписании отсутствуют конкретные меры, которые общество должно совершить, судом округа отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 августа 2019 г. N Ф10-3333/19 по делу N А35-7257/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3333/19
22.04.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1833/19
15.02.2019 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-7257/18
05.09.2018 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-7257/18