г. Калуга |
|
23 августа 2019 г. |
Дело N А83-13504/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в судебном заседании:
от заместителя прокурора Республики Крым (ул. Севастопольская, 21, г. Симферополь, Республика Крым, 295011) - Куинджи М.А. - прокурора (удостоверение);
от Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610, ИНН 9101003371, пл. Советская, 1, г. Алушта, Республика Крым, 298516) - Тороповой И.В. - представителя по доверенности от 26.07.2019 N 02-13/1402;
от Алуштинского городского Совета Республики Крым (ОГРН 1149102064572, ИНН 9101002000, пл. Советская, д. 1, г. Алушта, Республика Крым, 298516) - Тороповой И.В. - представителя по доверенности от 29.07.2019 N 02-13/1418;
от муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства" (ОГРН 1149102170480, ИНН 9101005428, ул. Виноградная, 13, г. Алушта, Республика Крым, 298500) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Финансового управления Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102111685, ИНН 9101004150, площадь Советская, д. 1, каб. 45, г. Алушта, Республика Крым, 298516) - Тороповой И.В. - представителя по доверенности от 29.07.2019 N 02.19.3-04/388;
от Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102111674, ИНН 9101004142, площадь Советская, г. Алушта, Республика Крым, 298516) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым, Финансового управления Администрации города Алушты Республики Крым, Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 (судьи Голик В.С., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А83-13504/2018,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Республики Крым (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с требованиями о признании недействительным п. 2 постановления Администрации города Алушты Республики Крым (далее - Администрация) от 18.05.2018 N 915 "Об утверждении решений комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление в 2018 году субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказание услуг по содержанию и уборке парков, скверов, зеленых зон, общественных территорий, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта из бюджета муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"; признании недействительным соглашения N 8 о предоставлении из бюджета муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, заключенного 18.05.2018 между Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым (далее - Управление) и муниципальным унитарным предприятием городского округа Алушта Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства" (далее - МУП, предприятие).
Решением суда от 24.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация города Алушты Республики Крым, Алуштинский городской совет Республики Крым, Финансовое управление Администрации города Алушты Республики Крым, Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым просят отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей заявителей жалобы, прокурора, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 18.05.2018 Администрацией принято постановление N 915 "Об утверждении решений комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление в 2018 году субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказание услуг по содержанию и уборке парков, скверов, зеленых зон, общественных территорий, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта из бюджета муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" (далее - Постановление N 915).
Пунктом 2 Постановления N 915 утвержден протокол от 16.05.2018 N 8 рассмотрения, допуска и оценки заявок, участвующих в конкурсном отборе получателей субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию и уборке парков, скверов, земельных зон, общественных территорий, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым из бюджета муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
По соглашению от 18.05.2018 N 8 (далее - Соглашение N 8) Управление (главный распорядитель) предоставляет МУП (получатель субсидии) из бюджета г. Алушта субсидию в сумме 2 631 280, 09 руб. за выполнение работ, оказание услуг по содержанию и уборке парков, скверов, земельных зон, общественных территорий, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Прокурор, полагая, что п. 2 Постановления N 915 и соглашение N 8 нарушают права и законные интересы муниципального образования городской округ Алушта в лице Алуштинского городского совета, руководствуясь статьей 52 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор участвует в судебном процессе самостоятельно в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно части 2 статьи 54 Закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Пунктом 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет средств местного бюджета на основании контракта, заключенного в соответствии с требованиями, установленными Законом о контрактной системе.
Исходя из смысла и содержания названных норм права суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
Органу местного самоуправления не предоставлены полномочия по установлению порядка финансирования выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд, а также установлению категории хозяйствующих субъектов для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд (за исключением случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленных Законом N 44-ФЗ.
На основании изложенного суды обоснованно посчитали, что оспариваемое постановление и соглашение направлены на реализацию схемы по выделению бюджетных денежных средств конкретному хозяйствующему субъекту (МУП) без проведения процедур, установленных Законом о контрактной системе.
Соглашение N 8 в силу положений статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 по делу N А83-13504/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.