г.Калуга |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А62-10646/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Пречистое" (121552, г. Москва, ул. Островная, д.2, оф.248, комн.25, ОГРН 1147746002634, ИНН 7730699553) - Рощупкин О.В., доверенность от 01.07.2019;
от заинтересованного лица: администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области (215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Советская, д.8, ОГРН 1026700889632, ИНН 6723003974) - не явились;
от третьего лица: акционерного общества "Мосводоканал" (105005, г. Москва, Плетешковский переулок, д.2, ОГРН 1127747298250, ИНН 7701984274) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пречистое" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.02.2019 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 (судьи Еремичева Н.В., Большаков Д.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-10646/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пречистое" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным уведомления Администрации муниципального образования "Гагаринский район" (далее - администрация) от 03.10.2018 N 6 о несоответствии указанных в уведомлении общества о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 67:03:0030101:5168, расположенном по адресу: Смоленская область, Гагаринский район, Ельнинское сельское поселение, д.Лебедки; об обязании администрации выдать обществу уведомление о соответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (от 25.09.2018 исх. N 248), установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Мосводоканал" (далее - АО "Мосводоканал").
Решением суда от 15.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В отзыве на жалобу АО "Мосводоканал" просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей администрации и АО "Мосводоканал" в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 67:03:0030101:5168, площадью 959 900 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, Гагаринский район, Ельнинское сельское поселение, д. Лебедки, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 06.06.2017 сделана запись за N 67:03:0030101:5168-67/002/2017-1.
Уведомлением от 25.09.2018 исх. N 248 общество сообщило администрации о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (количество надземных этажей - 2; предельная высота дома - 9 м; площадь земельного участка, занятая под домом - 150 кв.м; общая площадь дома - 300 кв.м) на вышеуказанном земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилищное строительство (т.1 л.д.15).
Строительство индивидуального жилого дома планируется примерно в 60 м от уреза воды Вазузского водохранилища.
3 октября 2018 г. администрация уведомила общество о несоответствии указанных в уведомлении общества параметрах предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, а именно: земельный участок с кадастровым номером 67:03:0030101:5168 входит в водоохранную зону Вазузского водохранилища, а согласно пункту 4.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 45 (далее - СП 2.1.4.2525-10), не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения, канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 м от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка (т.1 л.д.14).
Полагая, что уведомление администрации от 03.10.2018 N 6 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о необоснованности заявленного требования, отказал в его удовлетворении.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) обязывает застройщиков направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р (ред. от 02.09.2015) утвержден "Перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации". В пункте 6 Перечня указано Вазузское водохранилище, которое расположено на территориях Смоленской и Тверской областей.
Частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 с 01.06.2002 введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПин 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Согласно пунктам 1.4, 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Решением Гагаринской районной Думы от 28.05.2010 N 59 (с изм. от 31.07.2015) утверждена Схемы территориального планирования муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области. Согласно Приложению N 1 к Схеме "Зона охраны водных объектов Гагаринского района" (II пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы) запрещается размещение дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное жилищное строительство в 150 м зоне вокруг источника водоснабжения.
Судами установлено, что Вазузское водохранилище является источником питьевого водоснабжения г.Москвы, эксплуатация гидроузлов на Вазузском водохранилище осуществляется Вазузской гидротехнической системой АО "Мосводоканал" (т.1 л.д.89).
В соответствии с пунктом 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Пунктом 1.17 СанПин 2.1.4.1110-02 определено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
С 05.07.2010 действуют СП 2.1.4.2625-10, в соответствии с пунктом 1.1.1 которых настоящие санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории ЗСО Московского водопровода; на основании данных санитарных правил разрабатывается "Проект ЗСО Московского водопровода".
Согласно пункту 4.4.4 СП 2.1.4.2625-10 не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения, канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 м от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.
Так как размещение объекта индивидуального жилищного строительства планируется в 60 м от уреза воды Вазузского водохранилища, что нарушает требования санитарных правил, суд по праву признал законным оспариваемое уведомление администрации и отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Доводы кассационной жалобы, опровергающие выводы судов, несостоятельны.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 по делу N А62-10646/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 с 01.06.2002 введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПин 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 августа 2019 г. N Ф10-3914/19 по делу N А62-10646/2018