г.Калуга |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А83-1797/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 21.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН 1147746335527, ИНН 7707830048, ул. А. Невского, д.17А, г.Симферополь, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869, ул.Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Ассоциации протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса (ул. Пятницкая, дом 6/1, комн.3, г. Москва, 115035) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019 (судьи Карев А.Ю., Голик В.С., Омельченко В.А.) по делу N А83-1797/2018,
установил:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - РО ФСС по Республике Крым, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным принятых 19.01.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - антимонопольный орган, Крымское УФАС) решения и предписания по делу N 06/58-18 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона "Инструменты и оборудование медицинские. Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ассоциации протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса (далее - Ассоциация).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение и постановление, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, не соглашаясь с выводами судов об обоснованности включения заказчиком в документацию об аукционе условий допуска товаров, установленных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2010 N 155, поскольку предметом аукциона являлось выполнение работ, а не поставка товаров.
В отзыве на кассационную жалобу РО ФСС по Республике Крым считает доводы Крымского УФАС необоснованными, так как договор, заключаемый по результатам спорного аукциона, является разновидностью договора подряда, конечной целью которого является поставка готового изделия.
Кассационная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, установлено судами, Ассоциация протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса обратилась 12.01.2018 в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, установившего в аукционной документации по закупке на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым преимущества участникам закупки в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
В результате рассмотрения жалобы Ассоциации Крымским УФАС установлено, что РО ФСС по Республике Крым (заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 19.12.2017 размещено извещение N 0275100000117000322 о проведении электронного аукциона (далее - аукцион) и документация об аукционе; объект закупки - "Инструменты и оборудование медицинские. Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым".
Изучив документацию об аукционе, комиссия антимонопольного органа, установила, что заказчиком указаны условия допуска для целей осуществления закупок товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155), который, мнению УФАС, не относится к объекту данной закупки, предусматривающей выполнение работ, а не поставку товаров.
Решением антимонопольного органа от 19.01.2018 по делу N 06/58-18 жалоба Ассоциации признана обоснованной, а заказчик, нарушившим требования части 4 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Также антимонопольным органом заказчику выдано предписание от 19.01.2017 по делу N 06/58-18, согласно которому предписано единой комиссии заказчика при рассмотрении заявок участников аукциона не учитывать условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанным в документации об аукционе с учетом решения от 19.01.2018 по делу N 06/58-18; заказчику, единой комиссии заказчика, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 19.01.2018 по делу N 06/58-18; заказчику, единой комиссии заказчика, оператору электронной площадки в срок до 05.03.2018 исполнить предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте: to82@fas.gov.ru.
Не согласившись с решением и предписанием Крымского УФАС, РО ФСС по Республике Крым обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета, указанного в проекта контракта, который подлежал заключению по результатам аукциона, учитывая положения статьей 14,63,64 Закона о контрактной системе, пришли к верному выводу об отсутствии у Крымского УФАС правовых оснований согласиться с доводами жалобы Ассоциации, в результате чего заказчик неправомерно был признан нарушившим положения указанных статьей закона.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ, в пункте 3 статьи 3 которого определено, что под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 7 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ указано, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливает порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения, в размере 15%, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.
В соответствии с пунктом 1 приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице, в том числе, товаров по коду 32.5 "Инструменты и оборудование медицинские", к которым в соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" относятся суставы искусственные (32.50.33.110)
Судами установлено, следует из материалов дела, что предметом аукциона в электронной форме являлось право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей.
Исходя из правового анализа документации об аукционе (пункт 7 информационной карты электронного аукциона, часть IV документации "Описание объекта закупки", раздел 2 проекта государственного контракта, приложения N 2 и N 3 к проекту контракта), суды пришли к правильному выводу, что действие Приказа N 155 распространяется на рассматриваемый аукцион, предметом которого является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов Республики Крым в соответствии с реестром получателей (приложение N 5 к контракту), поскольку результатом указанных работ является создание в соответствии с произведенными замерами получателей нового изделия.
Таким образом, преимущества участникам в виде преференций распространяются на спорный аукцион и, установив условия в извещении о проведении аукциона в электронной форме, а также в аукционной документации преимущества участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (в соответствии с Приказом N 155) в размере 15%, суды верно заключили, что заказчик не допустил нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судами положений Закона о контрактной системе. Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2019 по делу N А83-1797/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правового анализа документации об аукционе (пункт 7 информационной карты электронного аукциона, часть IV документации "Описание объекта закупки", раздел 2 проекта государственного контракта, приложения N 2 и N 3 к проекту контракта), суды пришли к правильному выводу, что действие Приказа N 155 распространяется на рассматриваемый аукцион, предметом которого является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов Республики Крым в соответствии с реестром получателей (приложение N 5 к контракту), поскольку результатом указанных работ является создание в соответствии с произведенными замерами получателей нового изделия.
Таким образом, преимущества участникам в виде преференций распространяются на спорный аукцион и, установив условия в извещении о проведении аукциона в электронной форме, а также в аукционной документации преимущества участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (в соответствии с Приказом N 155) в размере 15%, суды верно заключили, что заказчик не допустил нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 августа 2019 г. N Ф10-3314/19 по делу N А83-1797/2018