г.Калуга |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А09-13705/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Е.В.Бессоновой Н.Н.Николаевой |
||
|
|
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А. Рихтер |
при участии:
от Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - Коростелева М.И., представитель по доверенности от 21.02.2019 N 407-32/КМ;
от Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области - Беликов И.А., представитель по доверенности от 19.04.2019 N 4; Кочетова И.А., представитель по доверенности ль 21.02.2019 N 3.
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А09-13705/2018,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее по тексту - заявитель, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) от 10.10.2018 N 231.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, МТУ Росимущества обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 02.10.2018 Управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Здание мужской гимназии", расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, г. Стародуб, ул. Калинина, 15.
В ходе проверки был установлен факт ненадлежащего содержания указанного объекта культурного наследия, а именно: выявлены деструкция лицевой поверхности кирпичной кладки, отдельных кирпичей; частичная утрата архитектурного декора фасадов, отслоение штукатурного и окрасочного слоев поверхности цоколя; отсутствие по периметру здания отмостки; коробление, трещины, щели в сопряжениях, отслоение окрасочного слоя в дверных и оконных проемах.
В связи с тем, что проверяемый объект находится в федеральной собственности контролирующим органом в адрес МТУ Росимущества было направлено предписание от 10.10.2018 N 231 об устранении нарушений обязательных требований к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Срок исполнения предписания установлен до 10.10.2019.
Не согласившись с указанным атом, МТУ Росимущества оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 4 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.
В силу требований статьи 46.6 Закона N 73-ФЗ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному законному владельцу такого объекта выдается охранное обязательство, в котором указываются требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 указанного Закона, а также требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (пункт 2 статья 47.2).
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр выявленного объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии со статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества "Здание мужской гимназии", расположенный по адресу: Брянская область, Стародубский район, г. Стародуб, ул. Калинина, 15, является объектом культурного наследия регионального значения и внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 321610503170005.
Указанный объект находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (государственная регистрация права от 22.12.2005 N 32-32-07/004/2005-2780).
Во владение и пользование объект культурного наследия другим лицам не передавался.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом через свои территориальные органы осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности.
Приказом Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области от 28.09.2017 N 2-1/064 утверждено охранное обязательство от 25.09.2017 N 423 в отношении объекта культурного наследия - "Здание мужской гимназии", расположенного по адресу: Брянская область, город Стародуб,улица Калинина, 15, которым обязанность по обеспечению сохранности данного объекта возложена на МТУ Росимущества.
Вышеназванный приказ в установленном законом порядке недействительным не признан и не отменен.
Факт ненадлежащего содержания вышеуказанного объекта культурного наследия МТУ Росимущества не оспаривает.
В соответствии со статьей 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства и обстоятельства спора, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое предписание принято в пределах полномочий, предоставленных Управлению по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, и соответствует вышеназванным нормам Закона N 73-ФЗ.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, МТУ Росимущества считает, что у территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствует обязанность по обеспечению сохранности спорного объекта культурного наследия, а поэтому, по мнению последнего, оспариваемое предписание подлежало признанию недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А09-13705/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства и обстоятельства спора, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое предписание принято в пределах полномочий, предоставленных Управлению по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, и соответствует вышеназванным нормам Закона N 73-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2019 г. N Ф10-3298/19 по делу N А09-13705/2018