г. Калуга |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А35-8333/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Серокуровой У.В., Толкачевой И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.
при участии от истца Байбариной Н.С. (доверенность от 01.01.2019 N ИА-228/2019-КГ-10), от ответчика Головачева А.Н. (доверенность от 26.02.2018), Потапенко В.С. (доверенность от 01.01.2019 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала "Курская генерация" на решение Арбитражного суда Курской области от 28 февраля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2019 года по делу N А35-8333/2018,
установил:
публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала "Курская генерация" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, Тульская обл.; далее - общество "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Жилищно-строительному кооперативу N 99 (ОГРН 1034637000892, ИНН 4630011714, Курская обл.; далее - ЖСК N 99) о взыскании 2 548,41 руб. задолженности за поставленную в период с июня по июль 2018 года теплоэнергию в горячей воде по договору от 09.01.2013 N 2311203 (далее - договор), 14,65 руб. пени за нарушение срока оплаты задолженности, рассчитанной за период с 11.07.2018 по 02.10.2018 и с 03.10.2018 по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2019 года, отказано в удовлетворении иска (суд первой инстанции: Арцыбашева Т.Ю.; апелляционный суд: Мокроусова Л.М., Маховая Е.В., Орехова Т.И.).
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, общество "Квадра" просило отменить решение Арбитражного суда Курской области от 28 февраля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2019 года, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК N 99 возразило против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
В судебном заседании представители общества "Квадра" и ЖСК N 99 подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска являются требования теплоснабжающей организации к управляющей организации о взыскании задолженности за поставленную в находящийся в управлении последней многоквартирный дом теплоэнергию в горячей воде по договору, пени за нарушение срока оплаты задолженности.
Суды в соответствии со ст.ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п.п. 13, 31, 42, 98, 111 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), признали недоказанным истцом наличие у управляющей организации перед теплоснабжающей организацией задолженности за поставленную в находящийся в управлении последней многоквартирный дом теплоэнергию в горячей воде по договору.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора в период с июня по июль 2018 года теплоснабжающая организация общество "Квадра" поставило в находящийся в управлении ЖСК N 99 многоквартирный дом теплоэнергию в горячей воде стоимостью 37 702,56 руб. (универсальные передаточные документы от 30.06.2018 N 0012707/461, от 31.07.2018 N 0014677/461, т. 1 л. 19-20).
Абонент ЖСК N 99 частично оплатил поставленную в спорный период теплоэнергию в горячей воде в размере 35 154,15 руб. (платежные поручения от 13.07.2018 N 105, от 08.08.2018 N 115).
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном определении судами объема поставленной в спорный период теплоэнергии на подогрев горячей воды при установлении двухкомпонентного тарифа отклоняется в связи со следующим.
В п. 3.2 договора в редакции протокола разногласий от 24.06.2013 стороны согласовали, что оплата потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется на основании показаний приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности тепловой сети (приложение N 3) на границе эксплуатационной ответственности.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании абз. шестого п. 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В силу ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду установлен разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с п. 26 Приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Правилами N 354 установлено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Приведенные положения в их системном толковании исключают возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме, чем аналогичный коммунальный ресурс подлежал бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальной услуги указанного ресурса напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации.
Аналогичная правовая позиция указана в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Суды установили, что в Курской области с 2014 года установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, с 01.10.2017 введены в действие нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев одного кубического метра холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению дифференцированно по конструктивным особенностям дома (письмо Комитета по тарифам и ценам Курской области от 25.12.2017 N 07.1-04-09/3275, т. 1 л. 83-86, письмо Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 21.08.2018 N 07.2-04/4696, т. 1 л. 101-105).
Поскольку в Курской области установлены двухкомпонентный тариф на горячую воду и норматив расхода теплоэнергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, то суды пришли к правильному выводу об определении объема теплоэнергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по нормативу, а не по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии.
Кроме того, суды признали неправомерным применение ресурсоснабжающей организацией норматива расхода теплоэнергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирного дома с наружной сетью горячего водоснабжения для открытой и закрытой системы водоснабжения с полотенцесушителями в размере 0,06634 Гкал/куб.м без учета конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Многоквартирный дом подключен к централизованной системе горячего водоснабжения, оснащен общедомовым прибором учета теплоэнергии, полотенцесушителями, не имеет наружной сети горячего водоснабжения, изоляции на стояках (акт периодической проверки узла учета теплоэнергии от 29.06.2018, т. 1 л. 25, типовой проект, т. 1 л. 106-113).
В Курской области с 01.10.2017 утверждены, в том числе, нормативы расхода теплоэнергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирного дома без наружной сети горячего водоснабжения для открытой и закрытой системы водоснабжения с полотенцесушителями в размере 0,06389 Гкал/куб.м (Приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 06.09.2016 N 102, т. 1 л. 114-115).
Наружная сеть горячего водоснабжения многоквартирного дома не является общим имуществом собственников многоквартирного дома, а находится в зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.
Также в Курской области с 01.01.2018 установлены тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения, поставляемую обществом "Квадра" потребителям Курской области на 2016-2018 годы (Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.12.2017 N 297, т. 1 л. 138-140).
С учетом изложенного суды проверили расчет истца задолженности за поставленную в период с июня по июль 2018 года в многоквартирный дом теплоэнергию в горячей воде по договору, признали его не соответствующим действующему законодательству, правовым позициям, условиям договора и фактическим обстоятельствам.
Довод заявителя кассационной жалобы о недоказанности ответчиком поставки ресурсоснабжающей организаций некачественного коммунального ресурса отклоняется в силу следующего.
В соответствии с о ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Согласно п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с п. 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
На основании п. 5 приложения N 1 Правил N 354 обязанность исполнителя обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.2496-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время (0.00 до 5.00 часов), не более чем на 3 градуса в дневное (с 5.00 до 00.00 часов).
При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 по делу N АКПИ13-394 указано, что допускается применение п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354 к случаям, связанным с изменением размера платы за коммунальную услугу при ненадлежащем качестве этой услуги.
В соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды должна быть не меньше 60 градусов и не выше 75 градусов, независимо от применяемой системы теплоснабжения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) должна определяться, в том числе и такая величина как среднечасовое и среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета. Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
В силу пп. "в" п. 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Почасовые показания приборов учета имеют существенное значение в доказывании некачественности теплового ресурса, но их отсутствие может быть восполнено иными доказательствами.
В частности, в дело могут быть представлены посуточные показания, в достаточной степени подтверждающие некачественность ресурса. В этом случае презумпцию надлежащего качества ресурса следует считать опровергнутой и на ресурсроснабжающую организацию переходит бремя доказывания обратного, то есть именно ресурсроснабжающая организация становится обязанной подтвердить должное качество переданного ресурса иными относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, в том числе полученными с применением специальных знаний.
Такой подход соответствует общему принципу распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств в арбитражном процессе, суть которого заключается в создании законодательных презумпций (предположений наличия определенных обстоятельств при процессуальном молчании сторон) и возложения на заинтересованное лицо бремени их опровержения.
При недоказанности доводов заинтересованного лица презумпция сохраняется, а предполагаемые по ней обстоятельства считаются установленными. Если же заинтересованное лицо подтвердило свои возражения и дезавуировало презумпцию, то на его процессуального противника, ранее защищаемого презумпцией, ложится обычное бремя доказывания тех обстоятельств, которые ранее презюмировались.
При этом лицо, в пользу которого изначально была установлена опровергнутая его оппонентом презумпция, вправе путем представления своих доказательств обратно опровергнуть утверждения оппонента, прямо доказав презюмируемые обстоятельства.
Само по себе осуществление или неосуществление исполнителем перерасчета потребителям платы за коммунальные услуги не имеет решающего значения для вывода о качестве поставленного в многоквартирный дом ресурса при доказанности доводов исполнителя о ненадлежащем качестве ресурса и отсутствии обоснованных сомнений в добросовестности поведения исполнителя.
Суды указали, что на границе эксплуатационной ответственности установлен допущенный в эксплуатацию общедомовой прибор учета теплоэнергии, в спорный период температура поставленной теплоэнергии составила, в том числе 49,95 и 56,11 градусов (акт периодической проверки узла учета теплоэнергии от 29.06.2018, т. 1 л. 25, отчеты о потреблении горячей воды от 24.06.2018, 23.07.2018, т. 1 л. 27-31).
Расчет тарифа на горячую воду определен исходя из температуры горячей воды 60 градусов согласно СанПиН (письмо Комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.03.2014 N 07.1-04-09/573, т. 1 л. 98-100, письмо Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 21.08.2018 N 07.2-04/4696, т. 1 л. 101-105).
Поскольку ответчик представил в материалы дела сведения о посуточных показаниях температуры поставленной в спорный период теплоэнергии, в то время как истец не представил в материалы дела доказательств об иной температуре поставленной в спорный период теплоэнергии, то суды пришли к выводу о поставке ресурсоснабжающей организацией в находящийся в управлении кооператива многоквартирный дом теплоэнергии ненадлежащего качества.
С учетом изложенного суды проверили расчет ответчика задолженности за поставленную в период с июня по июль 2018 года в многоквартирный дом теплоэнергию в горячей воде по договору, признали его соответствующим действующему законодательству, правовым позициям, условиям договора и фактическим обстоятельствам и пришли к выводу об отсутствии у задолженности.
Установив отсутствие задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией, суды отказали во взыскании пени за нарушение срока ее оплаты.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с управляющей организации в пользу теплоснабжающей организации 2 548,41 руб. задолженности за поставленную в период с июня по июль 2018 года в многоквартирные дома теплоэнергию в горячей воде по соглашению, 14,65 руб. пени за нарушение срока оплаты задолженности, рассчитанной за период с 11.07.2018 по 02.10.2018 и с 03.10.2018 по день фактического исполнения обязательства.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений гл. 35 АПК РФ не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на оценку доказательств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленные в ст.ст. 286, 287 АПК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28 февраля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2019 года по делу N А35-8333/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
У.В. Серокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей")."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 августа 2019 г. N Ф10-3574/19 по делу N А35-8333/2018