г.Калуга |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А62-9148/2018 |
Резолютивная часть постановления составлена 28.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителей:
муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (215800, Смоленская область, г. Ярцево, ул. Красноармейская, д.52, ОГРН 1066727000548, ИНН 6727016149) - не явились;
муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (215800, Смоленская область, г. Ярцево, ул. Красноармейская, д.52, ОГРН 1066727001990, ИНН 6727016244) - не явились;
от заинтересованного лица: главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (214038, г. Смоленск, ул. Кловская, д.13, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) - не явились;
от третьего лица: Ширкиной Ю.С. (215805, Смоленская область, г. Ярцево, пр.-т Металлургов, д.38, кв.95) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 (судьи Еремичева Н.В., Большаков Д.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-9148/2018,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" (далее - горводоканал) и муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - водоканал) обратились в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными предписаний главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - жилищная инспекция) от 16.08.2018 N 1046/61/2018 и N 1049/61/2018, вынесенных в отношении горводоканала и водоканала соответственно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ширкина Юлия Сергеевна.
Решением суда от 24.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе жилищная инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований заявителей отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, с целью проверки фактов, изложенных в обращении Ширкиной Ю.С., приказами заместителя руководителя жилищной инспекции от 20.07.2018 N N 2084/ИП и 2085/ИП в период с 23.07.2018 по 16.08.2018 проведены внеплановые документарные проверки в отношении горводоканала и водоканала с целью проверки соблюдения предприятиями действующего законодательства в части порядка расчета размера платы за воду и водоотведение.
В результате проверки выявлено, что в декабре 2014 года истек срок поверки приборов учета холодной и горячей воды, установленных в 2010 году в квартире Ширкиной Ю.С. (Смоленская обл., г.Ярцево, пр-кт Металлургов, д.38, кв.95).
Последние показания приборов учета, предоставленные абонентом на 01.12.2014, составляли: холодное водоснабжение санузел - 332, горячее водоснабжение санузел - 229, холодное водоснабжение кухня - 120, горячее водоснабжение кухня - 96.
С декабря 2014 года начисления за водоснабжение и водоотведение по этой квартире проведены горводоканалом и водоканалом по нормативу.
В апреле 2018 года Ширкиной Ю.С. на приборы учета, установленные в 2010 году, представлены три свидетельства о поверке от 18.01.2018 на два счетчика холодной воды и на один счетчик горячей воды в кухне (поверка проведена ФБУ "Смоленский ЦСМ" - т.1 л.д. 12-14) и акт от 26.03.2018 допуска в эксплуатацию узла учета горячей воды в санузле, выданный ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" (т.1 л.д.11).
В акте допуска в эксплуатацию узла учета горячей воды указаны текущие показания приборов учета по состоянию на 26.03.2018: холодное водоснабжение санузел - 1122, горячее водоснабжение санузел - 352, холодное водоснабжение кухня - 184, горячее водоснабжение кухня - 146.
Приняв во внимание показания приборов учета по состоянию на 26.03.2018 и установив, что объем потребленных услуг по показаниям приборов учета существенно выше, чем было рассчитано по нормативу, заявители в апреле 2018 г. произвели перерасчет оплаты за водоснабжение и водоотведение - сняли начисления по нормативу, оплата за период с декабря 2014 г. по март 2018 г. начислена в соответствии с показаниями приборов учета, прошедших поверку. В итоге за водоснабжение Ширкиной Ю.С. было доначислено 13330,99 руб., за водоотведение - 14969 руб. (т.1 л.д.115).
Результаты проверки изложены в актах проверки от 16.08.2018 N N 2084/61, 2085/61 (т.1 л.д.28, 38).
Установив, что начисления за водоснабжение и водоотведение произведены горводоканалом и водоканалом с нарушением требований пунктов 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), жилищная инспекция 16.08.2018 вынесла в адрес горводоканала и водоканала предписания NN 1046/61/2018 и 1049/61/2018, которыми обязала заявителей в срок до 01.10.2018 произвести расчет платы за водоснабжение и водоотведение за период с декабря 2014 г. по март 2018 г. по квартире N 95, в которой проживает Ширкина Ю.С., в соответствии с положениями пунктов 59, 60 Правил N 354 (т.1 л.д.33, 43).
Полагая, что предписания не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, последние обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что приборы учета в квартире N 95 на холодную и горячую воду в период с декабря 2014 г. по март 2018 г. находились в исправном состоянии, поверка приборов учета производилась без из снятия, на приборах сохранены пломбы, установленные при их вводе в эксплуатацию, а поэтому в соответствии с положениями пункта 61 Правил N 354 горводоканал и водоканал обоснованно произвели перерасчет платы за коммунальную услугу по приборам учета.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с состоявшимися судебными актами, так как они постановлены при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что жилищная инспекция имеет полномочия на осуществление проверки правильности расчета размера платы за коммунальную услугу и при установлении факта нарушения требований законодательства - на вынесение предписания.
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора, умноженный на тариф. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению с применением повышающего коэффициента. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 59 Правил указано, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Пунктом 60 Правил N 354 определено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных, в том числе подпунктом "а" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Согласно подпункту "д" пункта 81(12) названных Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Исходя из указанных норм права, в период с декабря 2014 г. по март 2018 г., когда приборы учета холодной и горячей воды по квартире N 95 считались вышедшими из строя, так как не были поверены, расчет размера платы за холодную и горячую воду и за водоотведение следовало производить в соответствии с подпунктом "а" пункта 59, пунктом 60 Правил N 354.
Таким образом, оспариваемые предписания соответствуют требованиям действующего законодательства, а поэтому не могут нарушать законных прав и интересов горводоканала и водоканала.
Вывод судов о том, что заявители верно, в соответствии с пунктом 61 Правил N 354, произвели перерасчет размера платы, несостоятелен.
Пункт 61 применяется в случае, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период. В таком случае исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Указанный в пункте 61 случай не имеет отношения к обстоятельствам настоящего дела.
Так как судами неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 24.12.2018 и постановление от 25.04.2018 отменить, в удовлетворении требований горводоканала и водоканала отказать.
Руководствуясь п. 3 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А62-9148/2018 отменить, в удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" и муниципального унитарного предприятия "Водоканал" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 60 Правил N 354 определено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных, в том числе подпунктом "а" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Согласно подпункту "д" пункта 81(12) названных Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Исходя из указанных норм права, в период с декабря 2014 г. по март 2018 г., когда приборы учета холодной и горячей воды по квартире N 95 считались вышедшими из строя, так как не были поверены, расчет размера платы за холодную и горячую воду и за водоотведение следовало производить в соответствии с подпунктом "а" пункта 59, пунктом 60 Правил N 354.
...
Вывод судов о том, что заявители верно, в соответствии с пунктом 61 Правил N 354, произвели перерасчет размера платы, несостоятелен."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2019 г. N Ф10-3559/19 по делу N А62-9148/2018