город Калуга |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А62-4111/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 04 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжскй Л.А., |
||||
Судей |
Нарусова М.М., Солодовой Л.В., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще;
Корнеев Д.А. - представитель ООО "Московско-Смоленская компания "Запад Плюс", доверенность от 12.07.2018; |
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А62-4111/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - департамент, истец), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Московско-Смоленская компания "Запад Плюс" (далее - общество, ответчик) о возложении на ответчика обязанности исполнить обязательства, предусмотренные договором аренды лесного участка N 73 от 19.12.2008 и проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 13.12.2013 N 01-04-0419, в части исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению за 2017 год, а именно: произвести посадку лесных культур в объеме 10,6 га в срок до 01.06.2019; произвести обработку почвы под лесные культуры будущего года в объеме 15,0 га в срок до 01.07.2019; произвести уход за лесными культурами в объеме 70,3 га в срок до 01.07.2019; произвести содействие естественному восстановлению в объеме 17,0 га в срок до 01.07.2019.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2019 (судья Каринская И.Л.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 (судьи: Капустина Л.А., Дайнеко М.М., Заикина Н.В.) решение суда области оставлено без изменений.
Полагая решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций незаконными и необоснованными, департамент (далее - заявитель, кассатор) обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда области и апелляционное постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судами обеих инстанций при принятии оспариваемых судебных актов не приняты во внимание обстоятельства неполного исполнения ответчиком обязательств, установленных пунктом 3.4.9 договора аренды. Обращает внимание, что обществом в нарушение части 5 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не произведены мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению в пределах произведенных рубок, объем которых подтвержден представленными лесными декларациями.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества не согласился с доводами, изложенными в жалобе, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Заявитель жалобы явку своего полномочного представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Дело рассматривается без его участия в соответствии с положениями ст. 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 73 от 19.12.2008 (далее - договор), согласно которому арендодатель передает арендатору лесной участок площадью 1 927 га, расположенный по адресу: Смоленская область, Рославльский район, Рославльское лесничество, Савеевское сельское участковое лесничество, кварталы 1-6, 16-20, 29-31 (далее - лесной участок).
В соответствии с пунктом 3.4.9 договора арендатор обязался осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки, указанные в проекте освоения лесов и в приложении N 6 к договору аренды.
Согласно письму Рославльского лесничества - филиала областного государственного казенного учреждения "Смоленское управление лесничествами" от 08.05.2018 N 53 арендатор за 2017 год не исполнил в полном объеме следующие виды работ:
посадка лесных культур в объеме 10,6 га при установленном плане по проекту освоения лесов 18,0 га, срок выполнения работ - апрель - май 2017 года;
обработка почвы под лесные культуры будущего года в объеме 15,0 га при установленном плане по проекту освоения лесов 18,0 га, срок исполнения работ - октябрь 2018 года;
уход за лесными культурами в объеме 70,03 га при установленном плане по проекту освоения лесов 108 га, срок исполнения работ - май - октябрь 2018 года;
содействие естественному восстановлению в объеме 17,0 га при установленном плане по проекту освоения лесов 17,0 га, срок выполнения работ - сентябрь - октябрь 2018 года.
Претензией от 02.02.2018 департамент предложил обществу в тридцатидневный срок выполнить на арендованном участке работы в объеме, предусмотренном договором аренды.
Неисполнение обществом требований претензии послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению суда округа, отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 2, 17, 61, 62, 64, 88 ЛК РФ обоснованно исходили из доказанности материалами дела проведения обществом мероприятий по содействию естественного восстановления в пределах произведенных рубок согласно сведениям лесных деклараций.
Так, согласно установленным по делу обстоятельствам, основанием для обращения в суд Департамента с настоящими требованиями послужило не исполнение обществом условий договора аренды лесного участка в части охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесоразведения за 2017 год.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71 ЛК РФ).
В силу статьи 1 ЛК РФ одним из принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно пункту 1 статьи 19, пункту 3 статьи 61 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Статьей 62 ЛК РФ предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183, действовавшие в рассматриваемом периоде, устанавливали требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Так, пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 ЛК РФ, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
Проектом освоения лесов, переданных в аренду ответчику для заготовки древесины (сроком действия в период с 2013 по 2018 годы), получившим положительное заключение государственной экспертизы от 13.12.2013 N 01-04-0419, предусмотрено осуществление лесовосстановления путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Абзацем 2 примечания к пункту 4.3 Проекта освоения лесов определен ежегодный объем лесовосстановления при условии полного освоения расчетной лесосеки (по площади), т.е. определенный Проектом ежегодный объем лесовосстановления, в том числе: посадка лесных культур в объеме 18 га, содействие естественному лесовосстановлению в объеме 17 га (из них путем сохранения подроста - 4 га; минерализации почвы - 13 га), возможен при осуществлении арендатором рубок в случае полного освоения расчетной лесосеки.
Ежегодный объем ухода за лесными культурами в 108 га определен Проектом освоения лесов ориентировочно (абзац 9 страница 51 Проекта освоения лесов), с указанием на его возможное изменение исходя из ежегодных объемов посадки лесных культур.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2017 году арендатором выполнены работы: по посадке лесных культур - в объеме 7,4 га; содействию естественному лесовосстановлению - в объеме 0 га; ежегодному уходу за лесными культурами - в объеме 37,7 га; обработке почвы - в объеме 3 га.
При этом ежегодный объем использования по сплошным рубкам согласно лесным декларациям составил 34,9 га (29.04.2016 - 28.04.2017), 24,4 га (04.06.2017 - 03.05.2018); фактический объем заготовки по сплошным рубкам составил 9,8 га (2016 год), 13,5 га (2017 год), 29,15 га (2018 год).
Вместе с тем, как верно отмечено судами обеих инстанций, согласно сведениям об освоении лесосечного фонда, площадь земель под посадку лесных культур за 2015 - 2016 годы соответствовала площади 14 га, соответственно неосвоенная площадь земель составила 5,2 га.
Относительно требований об уходе за лесными культурами за 2017 год на площади 70,3 га и выполнении мероприятий по естественному восстановлению на площади 17 га за 2017 год, суды обоснованно сочли указанные требования неисполнимыми, поскольку за 2017 год площадь рубок составила 7,1 га.
При указанных обстоятельствах, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о выполнении обществом мероприятий по содействию естественному лесовосстановлению в пределах произведенных рубок, объем которых подтвержден представленными лесными декларациями и, соответственно, невозможности понуждения общества в 2019 году к исполнению обязательства по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению за 2017 год на основании проекта освоения лесов.
Учитывая, что вышепоименованные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, суд кассационной инстанции полагает, что у арбитражных судов первой и апелляционной инстанций имелись правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А62-4111/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183, действовавшие в рассматриваемом периоде, устанавливали требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
...
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 ЛК РФ, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 сентября 2019 г. N Ф10-3623/19 по делу N А62-4111/2018