г.Калуга |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А84-1893/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В. Бессоновой Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" - не явились, извещены надлежаще;
от Департамента здравоохранения города Севастополя - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А84-1893/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" (далее - ГБУЗС "ГБ N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от 08.05.2018 в части доначисления страховых взносов в сумме 158 675,05 рублей и применения штрафных санкций в размере 31 735,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019, заявленные требования Учреждения удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление Пенсионного фонда обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с 01.03.2018 по 04.04.2018 специалистами Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) была проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования за период деятельности плательщика страховых взносов с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проведенной проверки орган пенсионного контроля пришел к выводу о занижении и неуплате ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5 - Центр охраны здоровья матери и ребенка" за проверяемый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 129 985,48 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 29 220,45 рублей, всего - 159 205,93. рублей (акт выездной проверки от 06.04.2018 N 092V10180000027).
Решением должностного лица Управления Пенсионного фонда от 08.05.2018 N 092V12180000029 плательщику страховых взносов доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 159 205, 93 руб., а также за занижение и неуплату страховых взносов применены финансовые санкции в размере 31 841, 19 руб..
Не согласившись с указанным решением в части доначисления страховых взносов в сумме 158 675,05 руб. и применения штрафа в размере 31 735, 00 руб., ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в проверяемом периоде на основании заключенных с другими медицинскими организациями гражданско-правовых договоров ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5" производила перечисления денежных средств за проведенные периодические медицинские осмотры своих работников. Указанные денежные средства плательщиком страховых взносов не включались в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
Денежные средства, перечисленные ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5" другим медицинским организациям за проведенные медицинские осмотры, органом пенсионного контроля были квалифицированы в качестве выплат, начисленных в пользу своих работников в рамках трудовых отношений, в связи с чем в ходе проверки указанные суммы были включены в облагаемую базу и произведено доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 158 675, 05 руб..
Признавая решение Управления Пенсионного фонда в этой части недействительным, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в проверяемом периоде, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. При этом видами медицинских осмотров являются, в том числе: периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.
В соответствии с пунктом 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. N 302н, медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений подлежит обязательным медицинским осмотрам один раз в год.
В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом затраты работодателя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников и предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу, в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса, являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, спорные выплаты ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5" осуществляла в рамках исполнения обязанности работодателя по организации медицинских осмотров, обязательных в силу закона.
Денежные средства, перечисленные другим медицинским организациям, за проведенные медицинские осмотры работников ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5" не могут считаться доходом либо иной экономической выгодой данных работников, а поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами, исчисляемыми на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Указанные платные услуги, оказанные работникам медицинского учреждения, также не являются вознаграждением данных работников в рамках трудовых отношений либо иной компенсационной, поощрительной или стимулирующей выплатой.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда в части доначисления ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5" страховых взносов в общей сумме 158 675, 05 руб. на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование с выплат, произведенных за оказание услуг по медицинскому освидетельствованию работников, не соответствует требованиям статьи 8 Закона N 212-ФЗ, а поэтому судом обоснованно признано недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Как указано выше, выводы органа пенсионного контроля о занижении и не уплате ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5" страховых взносов по изложенным основаниям являются ошибочными, а поэтому решение о привлечении плательщика страховых взносов к финансовой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, также является неправомерным.
В связи с доначислением страховых взносов, исчисленных с выплат за проведение медицинских освидетельствований, к плательщику применен штраф в размере 31 735, 00 рублей.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение органа пенсионного контроля в части применения к ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5" штрафа в сумме 31 735 руб. судом обоснованно признано недействительным.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, Управление Пенсионного фонда считает, что арбитражным судом первой и апелляционной инстанций правовая оценка оспариваемому решению дана не в полном объеме.
В частности, по мнению заявителя кассационной жалобы, судом не дана правовая оценка обстоятельствам, связанным с занижением страховых взносов с выплат, произведенных в пользу врача-рентгенолога, занятого на работе с особо вредными условиями труда.
Изложенные доводы органа пенсионного контроля судебной коллегией отклоняются, так как решение о доначислении страховых взносов и применении штрафа по указанным основаниям предметом спора не являлось.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену решения арбитражного суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А84-1893/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.