г.Калуга |
|
5 сентября 2019 г. |
Дело N А83-16906/2018 |
Резолютивная часть постановления составлена 29.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (02154, Украина, г. Киев, Днепропетровский район, пр. Воссоединения, д.21, адрес для корреспонденции: 298652, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, ул. Скалистая, д.3) - не явились;
от заинтересованных лиц:
Администрации города Ялты Республики Крым (298600, Республика Крым, г. Ялта, пл. Советская, д.1, ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029) - не явились;
Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (298600, Республика Крым, г. Ялта, пл. Советская, д.1, ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 (судьи Омельченко В.А., Голик В.С., Привалова А.В.) по делу N А83-16906/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 6 постановления Администрации города Ялты Республики Крым (далее - администрация) от 26.07.2018 N 1302-п "О соотнесении цели предоставления земельного участка, включении земельного участка в состав имущества казны и в Реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и заключении договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, в районе ул. Мира, с обществом с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" в порядке переоформления прав" в части установления вида разрешенного использования земельного участка с кодом 12.0 "Земельные участки (территории) общего пользования", об обязании администрации установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:360, площадью 1551 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, в районе ул. Мира, с кодом 2.7 "Обслуживание жилой застройки" согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор N 540).
В качестве заинтересованного лица по делу выступал Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - департамент).
Решением суда от 19.03.2019 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Департамент ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, решением 15 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 27.11.2007 N 31 было предписано утвердить ООО "Эталон Строй" проект землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 0,3500 га, в том числе земельного участка N 1 площадью 0,1949 га и земельного участка N 2 площадью 0,1551 га, для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: Автономная Республика Крым, пгт Массандра, в районе ул.Мира (пункт 1); передать обществу в долгосрочную аренду на 49 лет, в том числе земельный участок N 2 площадью 0,1551 га, кадастровый номер 0111948100:01:003:0206, из земель общего пользования, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного дома по указанному адресу (пункт 2) - т.1 л.д.47.
11 ноября 2008 г. между Массандровским поселковым советом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка на срок 49 лет, по условиям которого арендатор принимает в пользование земельный участок площадью 0,1551 га, кадастровый номер 0111948100:01:003:0206, по адресу: пгт Массандра, в районе ул.Мира, согласно Украинскому классификатору целевого использования земли - земли "жилой застройки и общественного назначения", код 1.13.3; классификация угодий земельного участка - "Иные заведения, учреждения и организации" (строка 3.17, шифр 58 формы 6-зем.), по угодьям "застроенные земли", в том числе "под жилой застройкой с тремя и более этажами" (графы 34, 36 формы 6-зем.) - т.1 л.д.41.
Пунктами 5.1, 5.2 договора установлено, что земельный участок предоставляется в аренду для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного жилого дома, целевое назначение земельного участка - для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного жилого дома.
Договор аренды прошел государственную регистрацию по законодательству Украины.
Сведения об арендованном заявителем земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, земельному участку присвоен кадастровый номер 90:25:060301:360, категория земель - "земли населенных пунктов" (т.1 л.д.55).
21 марта 2017 г. общество обратилось в департамент с заявлением о переоформлении договора аренды на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не получив ответа на свое заявление, общество обжаловало бездействие департамента в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2018 по делу N А83-13866/2017 бездействие департамента признано незаконным. Суд обязал департамент подготовить, подписать в трех экземплярах проект договора аренды на спорный земельный участок и направить его в адрес общества не позднее месяца со дня вступления решения в законную силу.
26 июля 2018 г. администрацией принято постановление N 1302-п "О соотнесении цели предоставления земельного участка, включении земельного участка в состав имущества казны и в Реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и заключении договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, в районе ул. Мира, с обществом с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" в порядке переоформления прав".
Пунктами 1 - 4, 6 указанного постановления администрация предписано:
1. Соотнести цель предоставления земельного участка общей площадью 1551 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, в районе ул. Мира, с кадастровым номером 90:25:060301:360, указанную в пункте 2 решения 15-й сессии Массандровского поселкового совета 5-го созыва от 27.11.2007, с таблицей (классификатором) соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категории земель, установив категорию земель - "Земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования - "Земельные участки (территории общего пользования)" (код 12.0).
2. Включить в муниципальную собственность, Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым указанный земельный участок из категории земель - "Земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования - "Земельные участки (территории общего пользования)" (код 12.0) с кадастровой стоимостью 2 872 494,93 рублей.
3. Департаменту обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
4. Департаменту заключить с обществом договор аренды на названный земельный участок из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Земельные участки (территории общего пользования)" (код 12.0), в границах, указанных в кадастровом паспорте, на срок до 10.11.2057.
6. Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым внести соответствующие данные в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Полагая, что постановление администрации от 26.07.2018 N 1302-п в части пунктом 1-4 и 6 является незаконным и нарушает его права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что такой вид разрешенного использования земельных участков как "Земельные участки (территории) общего пользования" с кодом 12.0 в Таблице соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (далее - Таблица N 378), отсутствует, а поэтому такой вид разрешенного использования земельного участка не может быть установлен. Так как земельный участок был предоставлен обществу в аренду для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного жилого дома, суд согласился с требованием общества в части обязания администрации установить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с кодом 2.7 Классификатора N 540 - для обслуживания жилой застройки.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов в части незаконности пунктов 1- 4 и 6 оспариваемого постановления администрации, но не согласен - в части обязания администрации установить вид разрешенного использования земельного участка с кодом 2.7 по Классификатору N 540 как способа восстановления нарушенного права общества, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым устанавливает Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Согласно статьям 12, 13, 14 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения договора порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) и Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ). Стороны по договору аренды, заключившие такой договор до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в такой договор, если не истек срок действия договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен договор, заключить с таким лицом договор аренды в отношении соответствующего земельного участка.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе земли населенных пунктов, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Статьей 7 Закона N 38-ЗРК определено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено "Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков" (далее - Положение N 378), пунктами 3, 4 которого предусмотрено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Согласно пункту 6 Положения N 378 до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона N 38-3РК и Таблицы N 378.
Договор аренды земли (земельного участка) входит в Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Так как на момент определения вида разрешенного использования арендуемого обществом земельного участка отсутствовали утвержденная документация по планировке территории и правила землепользования и застройки, суды пришли к выводу о том, что установление вида разрешенного использования спорного земельного участка должно осуществляться в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, указанным в договоре аренды с учетом требований Таблицы N 378.
Из договора аренды 2008 года следует, что спорный земельный участок площадью 1551 кв.м по Украинскому классификатору целевого использования земли относится к землям "жилой застройки и общественного назначения", код 1.13.3, предоставлен обществу с видом разрешенного использования - для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного дома.
Таблица N 378 не содержит такого вида разрешенного использования земельного участка как "Земельные участки (территории) общего пользования".
Классификатор N 540 под кодом 12.0 содержит такой вид разрешенного использования земельного участка как "Земельные участки (территории) общего пользования". Согласно Классификатору данный вид разрешенного использования земельного участка устанавливается для земельных участков под размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Спорный земельный участок предоставлен обществу для благоустройства придомовой территории многоквартирного жилого дома. Поэтому данный земельный участок не может быть отнесен к земельным участкам общего пользования.
Довод кассационной жалобы о том, что разделом 1 договора аренды от 11.11.2008 земельный участок площадью 0,1551 га отнесен к "землям общего пользования" несостоятелен, так как ни в договоре аренды (т.1 л.д.41), ни в земельно-кадастровой информации на земельный участок (т.1 л.д.48), ни в акте приема-передачи земельного участка (т.1 л.д.52) не указано, что спорный земельный участок по целевому использованию является участком общего пользования. Напротив из названных документов следует, что земельный участок площадью 0,1551 га по Украинскому классификатору целевого использования земли относится к землям "жилой застройки и общественного назначения", код 1.13.3, целевое назначение земельного участка - для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного дома.
Из решения 15 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета от 27.11.2007 N 31, которым утвержден проект землеустройства по отводу обществу спорного земельного участку, следует, что данный земельный участок образован из земель общего пользования, целевое назначение образованного земельного участка - для благоустройства прилегающей территории многоквартирного жилого дома (т.1 л.д.47).
Довод кассационной жалобы о том, что коль спорный земельный участок образован из земель общего пользования, то по виду разрешенного использования земельный участок должен относиться к землям общего пользования, не верен. Земельный участок был предоставлен обществу для иной цели - для благоустройства прилегающей территории многоквартирного жилого дома.
Поэтому суд по праву признал незаконными пункты 1-4, 6 постановления администрации от 26.07.2018 N 1302-п.
Выполняя требования пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обязал администрацию установить вид разрешенного использования спорного земельного участка согласно коду 2.7 Классификатора N 540.
По коду 2.7 Классификатора N 540 (аналогично и по коду 2.7 Таблицы N 378) вид разрешенного использования земельного участка - "обслуживание жилой застройки". Из описания вида разрешенного использования земельного участка по этому коду следует, что на данных землях размещаются объекты капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3 (объекты коммунального, социального, бытового обслуживания, здравоохранения, дошкольного, начального и среднего образования, рынки, магазины, гостиницы и др.), если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
К коду 2.7 не относятся земли, предоставленные с целью благоустройства территории многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не может согласиться с судебными актами в части обязания администрации установить вид разрешенного использования спорного земельного участка по коду N 2.7 Классификатора N 540 и полагает необходимым судебные акты в этой части изменить, обязать администрацию установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:360, площадью 1551 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт Восход, в районе ул.Мира, в соответствие с целевым назначением и видом разрешенного использования, определенными решением 15-ой сессии 5-ого созыва Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 27.11.2007 N 31 и договором аренды земельного участка от 11.11.2008.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 2 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А83-16906/2018 изменить в части способа восстановления нарушенного права, обязать Администрацию города Ялты Республики Крым установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:360, площадью 1551 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт Восход, в районе ул.Мира, в соответствие с целевым назначением и видом разрешенного использования, определенными решением 15-ой сессии 5-ого созыва Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 27.11.2007 N 31 и договором аренды земельного участка от 11.11.2008, заключенного между Массандровским поселковым советом и ООО "Эталон Строй".
В остальной части решение от 19.03.2019 и постановление от 18.06.2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.