г. Калуга |
|
6 сентября 2019 г. |
Дело N А83-9790/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Власова Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Крымэнергоресурс" (ОГРН 1149102040120, ИНН 9108002176, ул. Галерейная, 22, г. Феодосия, Республика Крым, 298100) - Зекина А.Г. - представителя по доверенности от 20.03.2018;
от Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424, пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - Еланского М.М. - представителя по доверенности от 12.02.2019;
от администрации города Керчи Республики Крым (ОГРН 1149102108715, ИНН 9111005875, ул. Кирова, 17, г. Керчь, Республика Крым, 298300) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Керченского городского совета Республики Крым (ОГРН 1149102064913, ИНН 9111003099, ул. Кирова, 17, г. Керчь, Республика Крым, 298300) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080, ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) -.. не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (ОГРН 1159102022738, ИНН 9102157783, ул. Павленко, 34, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Федерального агентства железнодорожного транспорта (ул. Старая Басманная, 11/2, стр. 1, г. Москва, 105064) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства транспорта Республики Крым (ул. Киевская, 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пер. Никольский, 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымэнергоресурс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 (судьи Голик В.С., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А83-9790/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крымэнергоресурс" (далее - ООО "Крымэнергоресурс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Совету министров Республики Крым (далее - Совет министров), Администрации города Керчи Республики Крым (далее - Администрация), Керченскому городскому совету Республики Крым (далее - Горсовет) о признании недействительным распоряжения Совета министров от 01.06.2017 N 629-р "Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив" в части, касающейся земельного участка и недвижимого имущества, принадлежащего Обществу на праве собственности, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, шоссе Героев Сталинграда, 1; признании незаконными действий Администрации по согласованию 14.10.2016 документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив в части касающейся земельного участка и недвижимого имущества, принадлежащего Обществу на праве собственности, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, шоссе Героев Сталинграда, 1; о признании недействительным решения внеочередной 88 сессии Керченского Горсовета 1 созыва от 14.03.2018 N 135-1/18 "О даче согласия на передачу из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в федеральную собственность"; о признании недействительным распоряжения Совета министров от 17.04.2018 N 384-р "О приеме земельных участков из муниципальной собственности в Федеральную собственность".
Решением суда от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, Совета министров, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 23.10.2017 Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды, по условиям которого арендатору передан из земель населенных пунктов земельный участок площадью 3137 кв.м с кадастровым номером 90:19:010105:2805, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ш. Героев Сталинграда (далее - участок). Срок действия договора 49 лет. Участок предоставлен для использования объектов придорожного сервиса. На участке расположен автозаправочный комплекс, принадлежащий Обществу на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 утверждена Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", пунктом 58 которой предусмотрено строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив протяженностью 47 км в период 2015-2020 гг.
Постановлением Совета министров от 30.12.2015 N 855 утверждена Схема территориального планирования Республики Крым в составе Положения о территориальном планировании и Карты планируемого размещения объектов регионального значения в области железнодорожного, водного, воздушного транспорта и автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
01.06.2017 Советом министров принято распоряжение N 629-р "Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив".
Федеральным агентством железнодорожного транспорта 18.12.2017 принято распоряжение N ВЧ-152-р "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив".
Решением 88 сессии 1 созыва Горсовета от 14.03.2018 N 1353-1/18 дано согласие на передачу из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в федеральную собственность земельных участков с кадастровым номером 90:19:010105:16934 площадью 202 кв. м и с кадастровым номером 90:19:010105:16932 площадью 3 кв. м, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ш. Героев Сталинграда, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования земельных участков - объекты придорожного сервиса.
17.04.2018 Советом министров принято распоряжение N 384-р о безвозмездном принятии из муниципальной собственности в федеральную собственность вышеуказанных земельных участков.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные акты нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, а также ряд иных федеральных законов (вступили в силу с 01.04.2015). Названным законом в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава VII.1, содержащая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
На основании пункта 1 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
ЗК РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что оспариваемые заявителем акты приняты уполномоченными органами и в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями действующего гражданского и земельного законодательства, и не нарушают законных прав и интересов Общества.
Судами также установлено, что Обществом пропущен срок на обращение в арбитражный суд с заявленными требованиями. Факт подачи заявления по истечении трех месяцев с момента, когда стало известно об оспариваемых актах, Общество не отрицает, заявив в суде первой инстанции ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами. Указанный правовой подход изложен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 АПК РФ). В постановлении от 06.11.2007 N 8673/07 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок может быть восстановлен исключительно при наличии уважительных причин.
В обоснование причин пропуска срока заявитель ссылался на то, что ему стало известно о нарушении его прав после получения заключения эксперта, исследование по которому было окончено 04.06.2018.
Оценив доводы Общества, приведенные им в обоснование причин пропуска процессуального срока, суды не признали их уважительными. Общество не обосновало невозможность своевременного обращения в арбитражный суд для оспаривания актов уполномоченных органов.
Пропуск процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта публичного органа, его решений, действий (бездействия) служит самостоятельным (достаточным) основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 23.01.2007 N 11984/06 и от 06.11.2007 N 8673/07).
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, судом округа отклоняются. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к противоположному выводу.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, не влияют на правомерность судебных выводов об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Эти доводы не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства. Поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А83-9790/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами. Указанный правовой подход изложен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О.
...
Пропуск процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта публичного органа, его решений, действий (бездействия) служит самостоятельным (достаточным) основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 23.01.2007 N 11984/06 и от 06.11.2007 N 8673/07)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 сентября 2019 г. N Ф10-3810/19 по делу N А83-9790/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3810/19
05.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9790/18
31.05.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-978/19
25.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9790/18