город Калуга |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А14-10617/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 09 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
||||||
судей |
Солодовой Л.В., Шульгиной А.Н., |
||||||
|
|
||||||
при участии в заседании: |
|
||||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще; не явились, извещены надлежаще; |
||||||
|
|
||||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу N А14-10617/2018,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Воронеж (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", предприятие, ответчик), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области, управление, ответчик):
о прекращении права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении нежилых помещений: помещение I в лит. А, отделение почтовой связи N 7, назначение нежилое, площадью 113,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Ленинградская, 14; помещение I в лит. А, отделение почтовой связи N 4, назначение нежилое, площадью 82,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Ленинградская, 114а (далее - спорное имущество);
о прекращении права собственности Российской Федерации в отношении указанных нежилых помещений;
о признании за муниципальным образованием городским округом городом Воронеж права собственности на указанные нежилые помещения.
Определением от 20.08.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России, министерство), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2019 (судья Сидорова О.И.) путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования городской округ город Воронеж принадлежащие Российской Федерации изъяты нежилые помещения: помещение I в лит. А, отделение почтовой связи N 7, назначение нежилое, площадью 113,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Ленинградская, 14; помещение I в лит. А, отделение почтовой связи N 4, назначение нежилое, площадью 82,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Ленинградская, 114а, с определением подлежащей выплате денежной компенсации в размере 5 720 639 руб.
Прекращено право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на спорные нежилые помещения.
Признано право собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на спорное имущество.
С федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации взыскано по 11 180,50 руб. стоимости судебной экспертизы.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 (судьи: Щербатых Е.Ю., Кораблева Г.Н., Ушакова И.В.) решение суда области оставлено без изменений.
Полагая указанные судебные акты незаконными и необоснованными, министерство (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 отменить в части взыскания стоимости судебной экспертизы.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что министерство не может являться стороной рассматриваемого спора ввиду отсутствия нарушений со стороны последнего. Полагает, что поскольку спорные взаимоотношения сложились между администрацией и предприятием, министерство подлежит исключению из числа соответчиков по делу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в обжалуемой части, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат нежилые встроенные помещения: помещение I в лит. А, отделение почтовой связи N 7, назначение нежилое, площадью 113,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Ленинградская, 14; помещение I в лит. А, отделение почтовой связи N 4, назначение нежилое, площадью 82,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Ленинградская, 114а, находящиеся на праве хозяйственного ведения у ФГУП "Почта России".
Согласно актам межведомственной комиссии от 31.03.2000 N 338 и от 10.08.2016 N 732 жилые дома, в которых находятся нежилые помещения, признаны аварийными и не пригодными для проживания.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.08.2016 N 723 утверждено решение об изъятии земельных участков под многоквартирными домами и помещений в них.
В адрес филиала ФГУП "Почта России" истцом направлены проекты соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением отчетов об оценке размера возмещения за изымаемые помещения.
Соглашения подписаны не были. При этом ФГУП "Почта России" ссылалось на согласование указанных соглашений с собственником имущества.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
По мнению суда округа, удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статей 125, 218, 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление N 11), обоснованно исходили из наличия правовых основания для привлечения министерства в качестве соответчика по делу и соответственно возложения на него несения части судебных расходов в рамках рассматриваемого спора.
Так, положением статьи 235 ГК РФ установлено, что принудительное изъятие у собственников имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) является основанием для прекращения права собственности.
Согласно установленным по делу обстоятельствам, актами межведомственной комиссии от 31.03.2000 N 338, от 10.08.2016 N 732 жилые дома, в которых находятся спорные нежилые помещения, признаны аварийными, ввиду чего Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.08.2016 N 723 утверждено решение об изъятии земельных участков под многоквартирными домами и помещений в них.
Когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов (пункт 1 статьи 239 ГК РФ).
При этом частями 9, 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе. В случае если собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое помещение в указанном доме, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Если собственником нежилого помещения и органом муниципального образования не достигнуто соглашение о выкупной цене помещения, данный спор подлежит разрешению в судебном порядке.
С учетом положений части 7 статьи 32 ЖК РФ, разъяснений Постановления N 11, для определения рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества, судом области по ходатайству ТУ Росимущества в Воронежской области назначена судебная экспертиза, в рамках которой заключением эксперта федерального бюджетного учреждения Воронежского регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ Герасименко В.В. от 10.12.2108 N 9488/6-3 установлено, что рыночная стоимость помещения, расположенного по адресу: ул. Ленинградская, 14, составляет 3 207 954 руб. (с учетом НДС), рыночная стоимость помещения, расположенного по адресу: ул. Ленинградская, 114а, составляет 2 512 685 руб. (с учетом НДС).
По мнению суда округа, правильно применив вышеуказанные правовые нормы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии правовых основания для удовлетворения требований истца и изъятия путем выкупа нежилых помещений с установлением размера денежной компенсации в сумме 5 720 639 руб.
Возлагая на заявителя часть расходов по оплате судебной экспертизы в рамках настоящего дела, судебные инстанции обоснованно исходили из его процессуального статуса, верно определив его в качестве соответчика.
Так, согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" Минкомсвязь России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи.
Как верно установлено судебными инстанциями, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 528-р ФГУП "Почта России" передано в ведение Минкомсвязи России.
По мнению суда округа, в рассматриваемом случае, принимая во внимание, что спор возник между муниципальным образованием городской округ город Воронеж, ФГУП "Почта России" и Российской Федерацией, полномочия которой по распоряжению федеральным имуществом возложены на Росимущество по согласованию с Минкомсвязью России, суды обеих инстанций правомерно привлекли министерство к участию в деле в качестве соответчика.
Согласно статьям 101, 106 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" денежные суммы, причитающиеся эксперту, выплачиваются после выполнения им своих обязанностей в связи с производством экспертизы.
Принимая во внимание, что требования администрации удовлетворены в полном объеме, судебные расходы в виде оплаты судебной экспертизы, проведенной с целью определения рыночной стоимости изымаемых объектов, подлежат отнесению в том числе на министерство в равной доле с иными ответчиками по делу.
Принимая во внимание изложенного, учитывая, что вышепоименованные обстоятельства и выводы подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых с соблюдением норм материального и процессуального права судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу N А14-10617/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.