г.Калуга |
|
9 сентября 2019 г. |
Дело N А09-5764/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление - 19": Мешкова А.И. - представитель по доверенности от 22.02.2019;
от Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области: Касин М.К - представитель по доверенности от 02/04/2019 N 632И;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление - 19" на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 (судья Фролова М.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 (судьи Еремичева Н.В., Стаханова В.Н., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-5764/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление-19" (далее - заявитель, общество, ООО "СМУ-19") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (далее - ответчик, Департамент, Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области) от 02.03.2018 N 28.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "СМУ-19" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт. По-прежнему, заявитель указывает, что ООО "СМУ-19" представило уполномоченному органу необходимые сведения об изменении наименования четыре раза: в ноябре 2017 года в адрес департамента, 06.12.2017 - в виде электронного документа через оператора электронной площадки, в январе 2018 года, по устной просьбе ответчика, и 15.02.2018 также по устной просьбе ответчика. Полагает, что нарушение десятидневного срока для представления уведомления об изменении сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, не является самостоятельным основанием для исключения организации из данного реестра.
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, настаивая на законности и обоснованности судебных актов.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителей сторон по делу, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность решения и постановления, суд кассационной пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области 02.03.2018 принял решение, оформленное протоколом N 28, выразившееся в исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций по предмету предварительного отбора "на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Брянской области" ООО "Рокос" (номер реестровой записи в Реестре - 060).
Основанием для принятия вышеуказанного решения послужил вывод уполномоченного органа о невыполнении ООО "СМУ-19" (ранее - ООО "Рокос") норм и требований действующего законодательства, а именно, пункта 69 раздела II "Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, выразившемся в неуведомлении и непредставлении заявителем в установленный десятидневный срок информации об изменениях сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций с приложением подтверждающих документов. В частности, решение о смене наименования ООО "Рокос" на ООО "Строительно-монтажное управление - 19" принято 03.11.2017, зарегистрированы данные сведения в ЕГРЮЛ - 13.11.2017, а уведомление и документы о смене поступили от организации в Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области только 15.02.2018.
Не согласившись с решением комиссии, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, выводы которого поддержаны апелляционным судом, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Из положений главы 24 АПК РФ следует, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий и содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические последствия и затрагивающий права и охраняемые законом интересы заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" утверждено "Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Положение N 615).
В соответствии с Положением N 615 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора формирует реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона.
Постановлением Правительства Брянской области от 05.09.2016 N 484-п уполномоченным на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Брянской области определён Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области.
Пунктом 12 Положения N 615 определено, что до начала проведения предварительного отбора орган по ведению реестра принимает решение о создании комиссии по проведению предварительного отбора, определяет ее состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок ее работы.
В силу пункта 13 Положения N 615 в состав комиссии по проведению предварительного отбора помимо должностных лиц органа по ведению реестра должны включаться представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если указанный орган не уполномочен субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций; представители заказчика; представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае проведения предварительного отбора на право участия в электронных аукционах в отношении общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; уполномоченный представитель общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации; представители иных общественных организаций.
Приказом Департамента N 45/1 от 31.08.2016 года "Об утверждении комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области" утверждены: состав комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах; форма извещения о проведении предварительного отбора; форма реестра квалифицированных подрядных организаций, форма рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе подрядных организаций, форма документации о проведении предварительного отбора.
Согласно данному приказу в состав комиссии вошли представители департамента ТЭК и ЖКХ, Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, Управления по охране историко-культурного наследия Брянской области, Государственной жилищной инспекции Брянской области.
Орган по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций - Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области проводит предварительные отборы по привлечению подрядных организаций, для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Брянской области, участники прошедшие предварительный отбор включаются в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах.
Пунктом 67 Положения N 615 предусмотрено, что комиссия по проведению предварительного отбора принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения.
Как видно из материалов дела, оспариваемое решение, оформленное протоколом N 28 от 02.03.2018, принимал коллегиальный орган - комиссия по отбору подрядных организаций в соответствии с требованиями Положения N 615 и положения о порядке деятельности комиссии.
Как указано выше, комиссия состоит из представителей различных организаций, в том числе организации, ведущий реестр квалифицированных подрядных организаций.
Фактически общество, хотя и обжалует решение комиссии по отбору подрядных организаций, оформленное протоколом N 28 от 02.03.2018, процессуально предъявило требование к Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области.
В соответствии со статьей 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика.
В нарушение статьи 47 АПК РФ суд не разрешал вопрос о привлечении к участию в деле комиссии по отбору подрядных организаций в качестве надлежащего ответчика и рассмотрел дело без участия организации (органа), чей акт оспаривается.
Это обстоятельство привело к принятию неправильного судебного акта, что также не было устранено судом второй инстанции.
В связи с нарушением судом норм процессуального права, суд кассационной инстанции полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо определить круг участвующих в нем лиц и разрешить вопрос о привлечении их к участию в деле в надлежащем качестве по правилам статей 46 и 47 АПК РФ, после чего принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по делу N А09-5764/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.