г.Калуга |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А14-18523/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Панковой О.М. |
при участии: от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Шамординой И.В. по доверенности от 19.10.2018 N 100; от индивидуального предпринимателя Глушкова Г.Г. - Глушковой А.В. по доверенности от 14.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2019 (судья Аришонкова Е.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 (судьи Семенюта Е.А., Михайлова Т.Л., Донцов П.В.) по делу N А14-18523/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Глушков Геннадий Геннадьевич (далее - заявитель, ИП Глушков Г.Г.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - заинтересованное лицо, отделение Фонда социального страхования, Фонд) об отмене решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 от 29.05.2018 N 344 (форма 7) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 84514,95 руб., об обязании отделение Фонда социального страхования принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 84 514,95 руб.; об отмене решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 от 29.05.2018 N 344 (форма 8) в части отказа в выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения, обязать выделить средства на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения Глушковой А.И. в сумме 81 344,92 руб. за период с июня 2017 года по декабрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.02. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт.
По-прежнему, Фонд ссылается на то, что формальные обстоятельства (наличие трудовых отношений, наступление страхового случая, расходы, произведенные страхователем в счет уплаты пособий в связи с материнством) не могут являться безусловными основаниями для компенсации региональным отделением Фонда страхователю понесенных расходов. Указывает, что действия страхователя, реализующего свои правомочия посредством предоставления в качестве доказательства возмещения средств социального страхования всего лишь документов, формально соответствующих действующему законодательству Российской Федерации, без подтверждения объема фактически выполненных трудовых обязанностей своим сотрудникам, а также без учета иных обстоятельств, имеющих значение, не могут являться правомерными.
Предприниматель письменным мотивированным отзывом оспорил доводы кассационной жалобы, настаивая на законности и обоснованности принятых судебных актов.
В настоящем судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, стороны изложили свои позиции, изложенные соответственно в тексах кассационной жалобы и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон по делу, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность решения и постановления, суд кассационной не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда социального страхования была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - ИП Глушкова Г.Г. за период с 01.01.2017 по 31.12.2017., результаты которой отражены в акте N 344 от 11.04.2018.
По результатам рассмотрения материалов проведенной камеральной проверки отделением Фонда социального страхования приняты решения N 344 от 29.05.2018:
- о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 81 710,07 руб.,
- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ИП Глушковым Г.Г. с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 84 514,95 руб. за период с июня по декабрь 2017 г.; ИП Глушкову Г.Г. предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения не принятых к зачету расходов в сумме 84 514,95 руб. в бухгалтерском учете за период с 01.01.2018 по 30.06.2018; доплатить страховые взносы в сумме 84 514,95 руб.
Не согласившись с решением N 344 от 29.05.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также с решением N 344 от 29.05.2018 об отказе в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в оспариваемой части (с учетом принятого уточнения), ИП Глушков Г.Г. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, верно применив совокупность положений статей 198-201 АПК РФ, суды обоснованно учитывали следующее.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей - пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, индивидуальные предприниматели.
На основании пункта 3 части 1 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется в территориальных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.2005 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В части 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 255-ФЗ, застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (с 01.02.2017), составляет 613,14 руб. с учетом индексации.
При рождении ребенка застрахованному лицу выплачивается единовременное пособие, размер которого (если дата рождения ребенка после 1 февраля 2017 г.) составляет 16 350,33 руб.
В силу пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В статье 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При этом финансирование выплаты указанных пособий, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (части 5 и 6 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
С учетом анализа приведенных положений, суды обоснованно резюмировали, что условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются: - постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов; - наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом; - наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Верно применяя указанные положения, суды, с учетом положений статей 71 АПК РФ, приступили к оценке основного тезиса Фонда о том, что при обстоятельствах настоящего спора безусловно усматривается искусственное создание условий для получения расходов из средств Фонда, наличие признаков злоупотребления правом. При этом предоставления в качестве доказательства возмещения средств социального страхования всего лишь документов, формально соответствующих действующему законодательству Российской Федерации, без подтверждения объема фактически выполненных трудовых обязанностей своему сотруднику, не является достаточным основанием для производства спорных выплат.
В частности, судами установлено следующее. Обстоятельства дела свидетельствуют, что основанием для обращения ИП Глушкова Г.Г. с заявлением о выделении денежных средств для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию явилось осуществление предпринимателем соответствующих расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию работнику Глушковой А.И. в связи с материнством, в том числе, пособия по беременности и родам за период со 02.03.2017 по 19.07.2017 на основании листка нетрудоспособности от 02.03.2017 N 258110104643 в сумме 34 521,20 руб., единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в сумме 613,14 руб. (на основании представленной справки), единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 16 350,33 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком - Глушковым И.Г., 24.04.2017 года рождения, с 20.07.2017 по 31.12.2017 в сумме 33 030,28 руб. (в том числе, за июль 2017 г. - в сумме 2373,43 руб., с августа по декабрь 2017 года в размере 6131,37 руб. ежемесячно).
Исходя из представленных страхователем в ходе проведенной проверки пояснений и документов, Фонд пришел к выводу об отсутствии экономической и деловой необходимости для трудоустройства в качестве бухгалтера женщины на поздних сроках беременности, а также об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие объема выполняемых работ Глушковой А.И. в качестве бухгалтера у ИП Глушкова Г.Г.
Коллегия отмечает, что именно суды первой и апелляционной инстанций определяют необходимость и достаточность доказательств для рассмотрения спора по существу и осуществляют их оценку. При этом результаты оценки судами доказательств в каждом конкретном споре, не смотря на применение одних и тех же правовых норм, не могут носить характер универсальных.
В силу положений статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (п. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Применив совокупность положений статей статьей 15, 16, 56, Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), закрепляющих понятия трудовых отношений и трудового договора, суды приняли во внимание следующее.
ИП Глушков Геннадий Геннадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 16.02.2011, основным и фактически осуществляемым видом его деятельности является перевозка грузов неспециализированными транспортными средствами. Данная деятельность осуществлялась предпринимателем до 2017 года самостоятельно. С 2017 года у ИП Глушкова Г.Г. произошло увеличение объема осуществляемых грузовых автоперевозок, в связи с чем возникла необходимость привлечения наемных работников.
Так, с 01.02.2017 в качестве бухгалтера предпринимателем была принята на работу Глушкова А.И., являющаяся супругой Глушкова Г.Г., что подтверждается представленной в материалы дела копией свидетельства о заключении брака.
Трудовые отношения с Глушковой А.И. оформлены путем заключении соответствующего трудового договора от 01.02.2017 между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям. В соответствии с условиями данного договора Глушкова А.И. принята на работу к предпринимателю (по основному месту работы) на должность бухгалтера с заработной платой 7 800 руб. (с учетом дополнительного соглашения N 1 от 01.07.2017). Указанные обстоятельства также подтверждаются записью в трудовой книжке ТК N 8869266, согласно которой Глушкова А.И. с 01.02.2017 принята на должность бухгалтера приказом N 1 от 01.02.2017.
В этой связи суды констатировали, что представленными документами было подтверждено наличие у ИП Глушкова Г.Г. с Глушковой А.И. трудовых правоотношений на основании заключенного трудового договора.
Далее суды исследовали доказательства на предмет их достаточности для подтверждения фактического исполнения трудовых обязанностей.
В подтверждение фактического исполнения трудовых обязанностей Глушковой А.И. в качестве бухгалтера заявителем представлены в материалы дела копии документов, в том числе, платежные ведомости, табели учета рабочего времени, первичная и бухгалтерская документация, опосредующая реальную хозяйственную деятельность Общества; копии расчетов по страховым взносам, налоговых деклараций по ЕНВД, табелей учета рабочего времени, в том числе Глушковой А.И., платежных ведомостей на выплату заработной платы, в том числе Глушковой А.И., договоров-заявок на перевозку груза, актов о приемке выполненных работ (оказанных услуг), счетов по договорам-заявкам.
Одновременно установлено, что сведения о Глушковой И.И. в качестве работника ИП Глушкова Г.Г. отражены в представленных в орган Пенсионного фонда РФ сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль и март 2017 года.
Кроме того, принято во внимание, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Глушкова А.И. с 20.07.2017 продолжала работу у ИП Глушкова Г.Г. в должности бухгалтера на условиях неполного рабочего времени: с 20.07.2017 на 0,3 ставки и с 25.10.2018 на 0,5 ставки, что подтверждается приказом N 5доп. от 20.07.2017, приказом N 11 от 25.10.2018, а также табелями учета рабочего времени и платежными ведомостями.
Дополнительно на время отпуска Глушковой А.И. по уходу за ребенком предпринимателем с 01.11.2017 была принята на работу Тарасова В.Н. на должность бухгалтера с тарифной ставкой 0,2% (1560 руб.), что подтверждается приказом N 6 от 01.11.2017.
На основании изложенного, принимая во внимание, что наличие производственной необходимости в приеме на работу бухгалтера было обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с планируемым в 2017 году увеличением объема осуществляемых грузовых автоперевозок, привлечением наемных работников, и, как следствие, увеличением документооборота, учитывая наличие у Глушковой А.И. соответствующего образования и квалификации, а также опыта работы, исходя из того, что Глушкова А.И. работала у ИП Глушкова Г.Г. как перед уходом в отпуск по беременности и родам, а также продолжает работать с начала нахождения в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполной занятости, суды пришли к верному выводу о реальности трудовых отношений заявителя с указанным сотрудником, обусловленных разумными экономическими причинами.
Вышеприведенные обстоятельства позволили судам критически отнестись и к доводу о том, что Глушкова А.И. является супругой страхователя и была принята им на работу за 1 месяц до ухода в отпуск по беременности и родам.
В результате произведенной оценки представленных доказательств, судебные инстанции не согласились с доводами заинтересованного лица о создании заявителем искусственных условий для получения государственных пособий в отсутствие подтверждения наличия фактических трудовых отношений с застрахованным лицом.
При рассмотрении повторяющихся доводов Фонда в суде апелляционной инстанции коллегия указала на отсутствие и не представление в арбитражный суд апелляционной инстанции доказательств, однозначно свидетельствующих о невыполнении либо объективной невозможности выполнения Глушковой А.И. трудовых обязанностей в должности бухгалтера (как до ухода в отпуск по беременности и родам, так и в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком), направленности действий заявителя на необоснованное получение социального страхования в отсутствие реальности соответствующих трудовых отношений, злоупотреблении заявителем своими правами.
При названных обстоятельствах суды рассмотрели вопрос фактического исполнения трудовых обязанностей по имеющимся доказательствам, оценив их как относимые и допустимые, имеющие доказательственное значение. В этой связи суд округа полагает, что ошибок в оценке доказательств не допущено. Следовательно оснований для их иной оценки, в том числе, с учетом положений статьи 286 АПК РФ, не имеется.
Далее суды верно указали, что установленное законом право работника Глушковой А.И. на обязательное социальное страхование было реализовано работодателем путем исполнения обязанности производить уплату страховых взносов на застрахованное лицо в установленном законом размере (доказательств иного заинтересованным лицом не представлено), в силу чего у заявителя возникло право на возмещение указанных затрат за счет средств обязательного социального страхования в установленном законом порядке.
При этом довод заинтересованного лица о несоизмеримости размера начисленных и уплаченных ИП Глушковым Г.Г. страховых взносов за 2017 год в отношении Глушковой А.И. по сравнению с суммой затрат, заявленной к возмещению за счет средств обязательного социального страхования, правомерно отклонен как необоснованный.
Судами первой и апелляционной инстанций было также учтено, что уточнение заявленных требований произведено заявителем с учетом согласования с заинтересованным лицом размера подлежащих возмещению и зачету расходов страхователя (в том числе, с учетом наличия у страхователя обязанности по уплате страховых взносов в связи с работой Глушковой А.И. с 20.07.2017).
При обстоятельствах настоящего спора, суды пришли к правомерному выводу, что оснований для отказа в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у отделения Фонда социального страхования в оспариваемых суммах не имелось, в связи с чем требования заявителя обоснованно удовлетворены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А14-18523/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом анализа приведенных положений, суды обоснованно резюмировали, что условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются: - постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов; - наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом; - наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
...
Применив совокупность положений статей статьей 15, 16, 56, Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), закрепляющих понятия трудовых отношений и трудового договора, суды приняли во внимание следующее."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 сентября 2019 г. N Ф10-3895/19 по делу N А14-18523/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3895/19
10.09.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2414/19
23.05.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2414/19
26.02.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18523/18