город Калуга |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А14-9693/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Нарусова М.М. |
Судей |
Леоновой Л.В. Солодовой Л.В. |
При участии в судебном заседании |
|
от истца: Российская Федерация в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги" Воронежский филиал Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
от ответчика: закрытое акционерное общество "АгроСвет" |
Ерихонов Л.И., представитель по доверенности N Д-18140346 от 01.10.2018, сроком на 1 год;
Емелина Е.С., представитель по доверенности от 27.02.2019, сроком на 1 год; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АгроСвет" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А14-9693/2016,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания "Автодор", истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к закрытому акционерному обществу "Агросвет" (далее - ЗАО "Агросвет", ответчик) с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 36:16:5500001:1073, площадью 241 824 кв.м, расположенного по адресу: обл. Воронежская, р-н Новоусманский, юговосточная часть кадастрового квартала 36:16:5500001; земельного участка с кадастровым номером 36:16:5500001:1074, площадью 64 кв.м, расположенного по адресу: обл. Воронежская, р-н Новоусманский, юговосточная часть кадастрового квартала 36:16:5500001; земельного участка с кадастровым номером 36:16:5500001:1075, площадью 3 164 кв.м, расположенного по адресу: обл. Воронежская, р-н Новусманский, юговосточная часть кадастрового квартала 36:16:5500001 с возмещением рыночной стоимости земельных участков в размере 9 777 936 руб., убытков, причиняемых изъятием земельных участков, в размере 1 656 656 руб., всего 11 435 642 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 (судья Гашникова О.Н.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (судьи Кораблева Г.Н., Щербатых Е.Ю., Ушакова И.В.) исковые требования удовлетворены.
ЗАО "Агросвет", не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части определения размера возмещения рыночной стоимости земельных участков отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям, просила судебные акты отменить.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, полагал судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав стороны, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.05.2010 N 249-р с 01.05.2010 автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска передана в доверительное управление Государственной компании "Автодор".
Программой деятельности Государственной компании "Автодор" на долгосрочный период (2010-2020), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р, определено проведение за плановый период комплекса работ по строительству и реконструкции, а также по проектированию, подготовке территории для организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска.
Одним из мероприятий по реализации Программы деятельности является строительство объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на- Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка Воронежская область).
Проектная документация объекта: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на- Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка Воронежская область) прошла государственную экспертизу, получила положительные заключения федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 23.08.2013 N N 707 - 13/ГГЭ-8679/04 и 710-13/ГГЭ-8679/10, признана соответствующей действующим СНиПам и ГОСТам и утверждена распоряжением Государственной компании "Автодор" от 25.09.2013 N 74-р.
На этапе подготовки проекта в целях установления границ земельных участков для строительства линейного объекта - участка автодороги М-4 "Дон" разработана документация по планировке территории, утвержденная распоряжением Росавтодора от 07.11.2013 N 1795-р.
Согласно проекту межевания территории в полосе отвода проектируемого участка автодороги располагались части земельного участка с кадастровым номером 36:16:5500001:118, принадлежащего ЗАО "Агросвет" из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 242 655 кв. м, площадью 64 кв. м, 3 404 площадью кв. м.
При проведении кадастровых работ правительством Воронежской области в 2014 в отношении земель, фактически занятых автомобильными дорогами общего пользования регионального назначения М-4 "Дон" - 1-е отд. Совхоза "Масловский" и М-4 "Дон" - 1-е отд. Совхоза "Масловский" - Никольское", границы земельного участка с кадастровым номером 36:16:5500001:118 были уточнены в связи с расположением на нем элементов данных дорог.
В результате изменения конфигурации земельных участков произошло перераспределение площадей участков, подлежащих изъятию для федеральных нужд (без изменения общей площади полосы отвода строящейся автодороги) - площади участков с условными номерами 124 и 128 уменьшились и составили 241 824 кв. м и 3 164 кв. м за счет увеличения площадей смежных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 36:16:5500001:118 разделен правообладателем, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером 36:16:5500001:1056.
Впоследствии, истец осуществил раздел земельного участка с кадастровым номером 36:16:5500001:1056, образованы земельные участки с кадастровыми номерами 36:16:5500001:1073, 36:16:5500001:1074, 36:16:5500001:1075, которые вошли в полосу отвода строящейся автодороги.
Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ N 2352-р от 07.12.2015 принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации указанных земельных участков. Ответчик был надлежащим образом уведомлен о принятом решении.
Ответчиком 22.12.2015 получено письмо Государственной компании "Автодор" от 16.12.2015 N 5255 о предоставлении документов для заключения соглашения об изъятии земельных участков для государственных нужд.
На основании договора от 05.04.2013 N 2-СП/2013 и задания на оценку от 30.12.2014 специалистами закрытого акционерного общества "РосГеоПроект" произведена оценка рыночной стоимости изымаемых для государственных нужд земельных участков, принадлежащих ответчику.
В соответствии с отчетом закрытого акционерного общества "РосГеоПроект" об оценке N 37-RGP/о-2014/25 от 21.01.2016 рыночная стоимость изымаемых для государственных нужд земельных участков составила 7 351 560 руб., размер убытков - 1 050 руб. в виде расходов на осуществление государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки.
01.03.2016 ответчиком получен проект соглашения об изъятии земельных участков с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка (письмо N 821 от 01.03.2016).
В ответ на указанное письмо ответчик предложил истцу компенсировать недополученную выгоду в связи с проведением строительных работ на землях ЗАО "Агросвет" в период с 2014 года по 2016 год. Соглашение об изъятии земельных участков ЗАО "Агросвет" не было подписано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Государственная компания "Автодор" обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и исходя из положений статьи 279 Гражданского кодекса РФ, статьей 49, 56.2,56.8 Земельного кодекса РФ, статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги", пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное дорожное агентство.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.
После принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, ответчик соглашение о выкупе земельных участков на предложенных условиях не подписал.
В силу положений статьи 281 ГК РФ и пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, при этом, принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 Земельного кодекса РФ).
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Рыночная стоимость земельных участков согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, отмечено, что по смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
По ходатайству ответчика была назначена экспертиза, проведение которой было поручено ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России.
Согласно заключению эксперта N 3162/6-3 от 25.05.2017, размер убытков, не включая упущенную выгоду, причиняемый ЗАО "Агросвет" в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд на момент производства экспертизы составляет 23 793 700 руб.
По ходатайству истца была назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Калетта", из заключения которого следует, что величина убытков, включая упущенную выгоду, причиняемых ЗАО "Агросвет" в связи с изъятием земельных участков за период с 22.12.2015 по 31.12.2016 составляет 1 656 656 руб.
Судом по ходатайству истца была назначена дополнительная судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости спорных земельных участков, производство которой поручено федеральному бюджетному учреждению - Воронежский РЦСЭ Минюста России, согласно заключению от 05.03.2018 N 928/6-3 рыночная стоимость изымаемых у ЗАО "Агросвет" для нужд Российской Федерации земельных участков в общей сумме составляет 24 037 690 руб.
Оценив данное заключение эксперта, суд указал на его несоответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и стандартам оценки с учетом положений статей 67, 68 АПК РФ и признал заключение эксперта ФБУ - Воронежский РЦСЭ Минюста России N 928/6-3 от 05.03.2018 ненадлежащим доказательством по делу.
Также по ходатайству истца была назначена повторная судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости подлежащих изъятию земельных участков, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Финансовый консалтинг".
Согласно заключению N 03/09/18 от 17.09.2018, рыночная стоимость изымаемых у ЗАО "АгроСвет" земельных участков составляет 9 777 936 руб., убытков - 1 656 656 руб.
При этом, ЗАО "Агросвет", не согласившись с указанным экспертным заключением N 03/09/18 от 17.09.2018, заявило ходатайство о назначении по делу комиссионной экспертизы, в котором просит поставить перед экспертами вопрос об установлении рыночной стоимости земельных участков.
Между тем, судами из материалов дела установлено, что аналогичное ходатайство было заявлено ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции и в его удовлетворении было отказано, поскольку надлежащих доказательств несоответствия заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью "Финансовый консалтинг" N 03/09/18 от 17.09.2018 Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки N 1, N 2, N 7 заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на заключение специалиста N 897/18 от 09.01.2019, представленное ответчиком в обоснование необходимости назначения экспертизы, судами отклонена, ввиду того, что оно не содержит конкретных норм законодательства об оценочной деятельности и проведении судебных экспертиз, нарушенных экспертом Кругляковой В.М., а также на наличие серьезных недостатков в заключении, которые могли бы повлиять на получение экспертом неверных итоговых результатов.
Довод заявителя о том, что специалист Степанова Елена Сергеевна не является оценщиком, поскольку в подтверждение ее статуса к заключению специалиста N 897/18 от 09.01.2019 были приложены свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков, выписка из саморегулируемой организации оценщиков, диплом о профессиональной переподготовке, получил надлежащую правовую оценку судов и обоснованно отклонен.
На основании изложенного, суды, руководствуясь статьями 82, 86, 87, 268 АПК РФ, правомерно отказали в удовлетворении заявленного ЗАО "Агросвет" ходатайства о назначении по делу комиссионной экспертизы.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А14-9693/2016 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.