г.Калуга |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А83-13583/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
в отсутствии представителей Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым; филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым; общества с ограниченной ответственностью "Рейн-ЛТД",
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Филиала N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 по делу N А83-13583/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рейн-ЛТД" (далее - ООО "Рейн-ЛТД", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Фонд) о признании незаконным и отмене уведомления от 25.04.2018 по установлению обществу на 2018 год повышенного тарифа в размере 3,40% к начисленной оплате труда застрахованных лиц и недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 02.08.2018 N 2611нс.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен филиал N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - филиал Фонда, страховщик).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2019, оставленным без изменения Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанции, филиал Фонда обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, общество в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 13.01.2015 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц и указан основной вид экономической деятельности "врачебная практика" (ОКВЭД 85.12).
ООО "Рейн" зарегистрировано в качестве страхователя Фонда социального страхования в филиале N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым 16.01.2015, регистрационный N 910100534791011, и ему уведомлением от 19.01.2015 установлен тариф на обязательное социальное страхован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20% к начисленной оплате труда застрахованных лиц в соответствии с заявленным основным видом деятельности по ОКВЭД 85.12 "Врачебная практика", что соответствует 1 классу профессионального риска.
Поскольку общество в срок до 15.04.2018 не направило страховщику документы об основном виде экономической деятельности страхователя на 2018 год, уведомлением от 25.04.2018 филиал Фонда сообщил обществу об установлении ему с января 2018 года тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40%, что соответствует виду экономической деятельности общества "аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" (ОКВЭД 77.39.26), имеющему наиболее высокий класс профессионального риска (22 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 25.04.2018 (далее - ЕГРЮЛ).
Получив 03.05.2018 указанное уведомление, общество письмом от 16.05.2018 исх. N 2 направило страховщику почтой заявление установленной формы и справку о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2018 год, в котором в качестве основного вида деятельности указало "общая врачебная практика" код ОКВЭД 86.21.
В связи с получением уведомления обществом было принято решение от 16.05.2018 об исключении из ЕГРЮЛ сведений о кодах по ОКВЭД 77.39.2 "аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" и 77.39.26 "аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях", указанные виды дополнительной экономической деятельности 25.05.2018 исключены из сведений ЕГРЮЛ.
В дальнейшем, филиал Фонда вынес требование от 02.08.2018 N 2611нс об уплате 459042,68 рублей недоимки и 4243,49 рублей пеней, образовавшихся за период с 01.04.2018 по 30.06.2018, исходя из присвоенного тарифа в размере 3,40%, без учета поданного обществом заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности страхователя на 2018 год.
Не согласившись с уведомлением и требованием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из положений статьи 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), пункта 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в силу которого экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, внесенными изменениями изменен как порядок подтверждения основного вида деятельности (регистрация в ЕГРЮЛ вместо заявляемого страхователем самостоятельно вида деятельности), так и установлено условие подтверждения основного вида деятельности (в соответствующем году). До 01.01.2017 такое ограничение периода применения основного вида деятельности отсутствовало.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Из смысла Порядка N 55 и Правил N 713 усматривается, что целью представления страхователями до 15 апреля текущего отчетного года основного вида экономической деятельности является актуализация текущих изменений видов предпринимательской деятельности, в связи с чем и введена обязанность ежегодного представления соответствующих сведений.
Вместе с тем, законодательством о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональный заболеваний не урегулирован вопрос об определении основного вида экономической деятельности в случае, когда документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, представлены страхователем с нарушением установленного срока.
Суды установили, что отделением Фонда не представлено документальных доказательств того, что "аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях" являлось основным видом деятельности Общества в 2018 году. Одновременно было установлено, что Общество представило необходимые и достаточные документы после получения 03.05.2018 обжалуемого уведомления, в котором в качестве основного вида деятельности указало "общая врачебная практика".
Как верно отметили суды, делая итоговый вывод, по смыслу пункта 5 Порядка N 55 страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
То обстоятельство, что у фонда отсутствует теперь обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности и на момент принятия уведомления об установлении размера страхового тарифа страховщик не располагал сведениями об основном виде экономической деятельности страхователя, которым в установленный срок не были представлены подтверждающие документы, в связи с чем с формальной точки зрения действия фонда соответствуют положениям пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, как верно отметили суды, не означает, что страхователь должен нести бремя по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Учитывая, что законодательство о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает исчисление страховых взносов на основании установленного страхователю уведомлением страхового тарифа и не предусматривает процедуры отмены ранее выданного уведомления, в случае когда страхователь представил документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности в текущем году уже после установления ему нового тарифа, а иным способом восстановить нарушенное право заявителя невозможно, суды правомерно признали незаконным оспоренное уведомление, исходя из положений части 3 статьи 201 АПК РФ.
Принимая во внимание, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов основано на уведомлении о размере страховых взносов от 25.04.2018, суды также правомерно признали его незаконным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 по делу N А83-13583/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отметили суды, делая итоговый вывод, по смыслу пункта 5 Порядка N 55 страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
То обстоятельство, что у фонда отсутствует теперь обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности и на момент принятия уведомления об установлении размера страхового тарифа страховщик не располагал сведениями об основном виде экономической деятельности страхователя, которым в установленный срок не были представлены подтверждающие документы, в связи с чем с формальной точки зрения действия фонда соответствуют положениям пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, как верно отметили суды, не означает, что страхователь должен нести бремя по уплате страховых взносов в повышенном размере."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 сентября 2019 г. N Ф10-4237/19 по делу N А83-13583/2018