г.Калуга |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А08-8523/2018 |
Резолютивная часть постановления составлена 17.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Власова Е.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: УМВД России по городу Белгороду (308000, г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, д.133, корп. "ж", ОГРН 1023101670591, ИНН 3123022433) - не явились;
от заинтересованного лица: Администрации города Белгорода (308000, г. Белгород, пр. Гражданский, д.38, ОГРН 1033107000728, ИНН 3123023081) - не явились;
от третьего лица: МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях (308024, г. Белгород, ул. Мокроусова, д.6, ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.03.2019 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 (судьи Малина Е.В., Капишникова Т.И., Протасов А.И.) по делу N А08-8523/2018,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Белгороду (далее - управление МВД) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Белгорода (далее - администрация), изложенного в письме от 27.04.2018 N 1183-г, в передаче в федеральную собственность нежилого здания с кадастровым номером 31:16:0207023:36 площадью 203,2 кв. м, нежилого здания (на 3 гаража) с кадастровым номером 31:16:0207023:38 площадью 100,2 кв. м; нежилого здания (гараж) с кадастровым номером 31:16:0207023:39 площадью 31,6 кв. м; нежилого здания с кадастровым номером 31:16:0207023:37 площадью 98,6 кв. м, расположенных по адресу: г. Белгород, Октябрьская, 58а; о возложении на администрацию обязанности передать в установленном законом порядке в федеральную собственность указанные нежилые здания (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (далее - управление Росимущества).
Решением суда от 18.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что с требованием о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность должно обращаться управление Росимущества как уполномоченный орган, распоряжающийся федеральной собственностью, а управление Росимущества такого решения не принимало и с таким требованием не обращалось.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Администрация ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации г. Белгорода от 12.01.1995 N 18 городскому управлению внутренних дел в оперативное управление передано высвобождаемое управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Белгорода здание по ул. Октябрьской, 58а.
Согласно акту приема-передачи от 27.06.1995 общая площадь переданных помещений составила 1 274 кв. м, помещения переданы в неудовлетворительном состоянии, требуют ремонта (т.1 л.д. 14,15).
На основании решения Совета депутатов города Белгорода от 25.04.2006 N 276 и распоряжения управления муниципальной собственностью департамента экономики и финансов администрации г.Белгорода от 12.05.2006 N 72 между городским округом "город Белгород" (собственник) в лице управления муниципальной собственностью департамента экономики и финансов администрации г.Белгорода и УВД России по г. Белгороду был заключен договор N 33 БП от 13.06.2006 о передаче нежилых зданий муниципального фонда г.Белгорода, расположенных по адресу: ул.Октябрьская, 58, в безвозмездное пользование, согласно которому в безвозмездное пользование УВД г.Белгорода передано следующее имущество: нежилое здание общей площадью 98,6 кв.м, складское, кадастровый номер 31:16:00:00:24059/3/23:1001/В; нежилое здание общей площадью 100,2 кв.м, гаражи, кадастровый номер 31:16:00:00:24059/3/23:1001Б; нежилое здание общей площадью 31,6 кв.м, гараж, кадастровый номер 31:16:00:00:24059/3/23:1001/Б1; нежилое здание общей площадью 1822,5 кв.м, административное, кадастровый номер 31:16:00:00:24059/3/23:1001/А; нежилое здание общей площадью 191,2 кв.м, административное, кадастровый номер 31:16:00:00:24059/3/23:1001/А3, расположенное по адресу: г. Белгород, Октябрьская, 58а (т.1 л.д.28).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 31-АВ 881368 от 18.03.2014 площадь нежилого здания с кадастровым номером 31:16:00:00:24059/3/23:1001/А3, расположенного по ул. Октябрьской, 58а, составляет 203,2 кв.м (т.1 л.д.146).
Распоряжением администрации от 17.10.2008 N 3819 управлению МВД был предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 5 866 кв.м для эксплуатации нежилых зданий административного назначения по ул. Октябрьская, 58а (т.1 л.д.22).
В настоящее время пользование нежилыми помещениями по ул. Октябрьская, 58а города Белгорода осуществляется управлением МВД на основании договора от 26.12.2016 N 21 БП "О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование".
9 апреля 2018 г. управление МВД обратилось в администрацию с письмом о передаче в федеральную собственность занимаемого УМВД по г.Белгороду и расположенного по адресу: г. Белгород, Октябрьская, 58а, следующего муниципального имущества: нежилого здания (административное) с кадастровым номером 31:16:0207023:36 площадью 203,2 кв. м; нежилого здания (на 3 гаража) с кадастровым номером 31:16:0207023:38 площадью 100,2 кв.; нежилого здания (гараж) с кадастровым номером 31:16:0207023:39 площадью 31,6 кв.м; нежилого здания (склад) с кадастровым номером 31:16:0207023:37 площадью 98,6 кв.м (т.1, л.д.44).
Письмом от 27.04.2018 N 1183-г администрация отказала в передаче указанного имущества в федеральную собственность, ссылаясь на то, что на совещании, проведенном 02.04.2013 в администрации с участием представителей управления МВД, была достигнута договоренность об исчерпывающем перечне муниципальных объектов (14 помещений и зданий и 1 земельный участок), подлежащих передаче в федеральную собственность (т.1 л.д.45).
Полагая, что отказ администрации является незаконным, управление МВД обратилось в арбитражный суд c настоящим заявлением.
Придя к выводу об обоснованности заявленного требования, суд первой инстанции удовлетворил заявление управления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) определено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
В силу части 2 статьи 48 названного Закона используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 названной статьи имущество, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество - часть 10 статьи 54.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), согласно которой в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений. Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из совокупности указанных норм права следует, что имущество, используемое в своей деятельности органами МВД, является федеральной собственности. Если это имущество относится к другому уровню собственности, оно подлежит передаче в федеральную собственность.
Учитывая изложенное, а также отсутствие обоснования необходимости нахождения спорного имущества в муниципальной собственности, суд первой инстанции признал незаконным отказ администрации в передаче спорного имущества в муниципальную собственность и удовлетворил требование управления.
Доводы кассационной жалобы о том, что уполномоченный орган - управление Росимущества не обращалось с требованием о передаче в федеральную собственность занимаемого управлением МВД имущества, несостоятельны. Управление Росимущества, участвующее в данном деле, поддержало позицию управления МВД.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.03.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 по делу N А08-8523/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), согласно которой в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений. Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 сентября 2019 г. N Ф10-4109/19 по делу N А08-8523/2018