г.Калуга |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А83-19064/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от Бахчисарайского районного потребительского общества (Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Симферопольская, д.5"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Администрации города Бахчисарая Республики Крым (Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Симферопольская, д.14): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Муниципального унитарного предприятия "Бахчисарайское торгово-производственное предприятие" (Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Симферопольская, д.5 "А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Совета Министров Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, пр-т Кирова, д.13): не явились, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом;
от Государственного совета Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.К.Мракса, д.18): не явились, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Сейтмеметова Айдера Сеитхалиловича (Республика Крым, г.Бахчисарай): не явились, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Мелконян Наири Мазмановича (Республика Крым, г.Бахчисарай): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
при рассмотрении в открытом судебном заседании кассационной жалобы Бахчисарайского потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2018 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-19064/2017,
УСТАНОВИЛ:
Бахчисарайское районное потребительское общество (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Бахчисарая Республики Крым (далее - заинтересованное лицо, ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 27.09.2017 N 02.1-1/545 "О даче согласия МУП "Бахчисарайское торговопроизводственное предприятие" на проведение торгов на право заключения договоров аренды, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципального недвижимого имущества".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Совет Министров Республики Крым; Государственный совет Республики Крым; ИП Сейтмеметов А.С.; ИП Мелконян Н.М.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Бахчисарайского потребительского общества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции указав, что на имущество Бахчисарайского РайПО никогда не выдавались правоустанавливающие документы о праве собственности Республики Крым, и оно никогда не было зарегистрировано в ЕГРП за Республикой Крым, в связи с чем Совет Министров РК не имел прав на передачу имущества муниципальным органам, собственником которого он не являлся.
Иные стороны отзывов, либо пояснений, суду округа не представили.
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, установлено судами, что 27.09.2017 Администрацией города Бахчисарая Республики Крым принято Постановление N 02.1-1/545 "О даче согласия МУП "Бахчисарайское торговопроизводственное предприятие" на проведение торгов на право заключения договоров аренды следующего муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения:
1) Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Фрунзе/пер.Музыкальный 42/2, срок аренды до 30 лет, целевое назначение - торговоофисные помещения;
2) Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Подгородняя, 85-в, срок аренды до 10 лет, целевое назначение - торгово-складские помещения;
3) Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Подгородняя,85-в, срок аренды до 10 лет, целевое назначение - торгово-складские помещения;
4) Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Ленина, 104, срок аренды 20 лет, целевое назначение - общественное питание.
Бахчисарайское районное потребительское общество, полагая, что вышеназванное постановление Администрации города Бахчисарая Республики Крым нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2018, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Суды указали, что на момент издания спорного постановления Администрация действовала в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с решением и постановлением Бахчисарайское потребительское общество обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении жалобы с учётом следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственный Совет Республики Крым в пункте 1 Постановления N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (с учетом Постановления Государственного Совета Республики Крым N 2474-6/14 от 03.09.2014) (далее по тексту - Постановление N 2085-6/14) установил, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01.01.2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также имущество, указанное в приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
Частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя, вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В свою очередь, в развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК). При этом в пункте 1 статьи 2.1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в "Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым", утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
При таких обстоятельствах, при наличии правоустанавливающего документа, которым является Постановление Госсовета N 2085-6/14, подтверждающего право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему, имущество, доводы жалобы о необходимости регистрации права собственности на такое имущество подлежат отклонению. Государственная регистрация права сама по себе не является правоустанавливающим актом.
В дальнейшем, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 20.04.2016 N 1069-1/16 в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 были внесены изменения; данные относительно имущества, указанного в пункте 29 "Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым", были уточнены, указанием на то, что как собственность Республики Крым, учитывается иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым, а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО Кооперативная торговологистическая сеть, расположенное на территории Республики Крым.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым" (далее - Закон N 46-ЗРК), определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым.
Согласно указанной норме права, Совет министров Республики Крым издает в пределах своих полномочий, постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым, в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым; вносит в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, предложения о передаче объектов федеральной собственности из федеральной собственности в собственность Республики Крым и о передаче имущества Республики Крым из собственности Республики Крым в федеральную собственность, в порядке, определенном федеральным законодательством. Следовательно, Совет министров РК, осуществляя полномочия собственника имущества Республики Крым, вправе был распоряжаться собственностью Республики Крым, издавать акты по вопросам управления и распоряжения имуществом.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность", Совету министров Республики Крым было дано согласие на безвозмездную передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым, имущества, указанного в пунктах 1 -29 Перечня (Приложения).
В силу положений Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым", Советом министров Республики Крым, 14.01.2016 было принято распоряжение N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", в соответствии с которым, было принято решение о безвозмездной передачи имущества, согласно приложению, из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
При этом пунктом 6 данного распоряжения установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 данного распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 18.01.2016 N 6-р в приложении к распоряжению от 14.01.2016 N 3-р, были внесены изменения: в строках 4, 6, 7, 8, 15, 16, 18, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 33, 36, 37, 38, 41, 43, 45, 46, 47, 48, 50 после слов "Крымского республиканского союза потребительских обществ" дополнить словами "районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ"; в строке 30 слова "городское поселение Бахчисарай" заменить словами "Бахчисарайский район Республики Крым".
В рамках исполнения указанных актов Государственного Совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым, которые в надлежащей процедуре недействительными не признаны, 29.04.2016 в собственность муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, было передано следующее имущество: торгово-офисные помещения (общественное питание), расположенные по адресу:
1) г.Бахчисарай по ул.Фрунзе/пер. Музыкальный, 42/2;
2) торгово-складские помещения, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Подгородняя, 85-в;
3) торгово-складские помещения, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Подгородняя, 85-в;
4) помещения, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Ленина, 104, срок аренды 20 лет.
Таким образом, с 18.01.2016 собственником спорного имущества является муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым в лице администрации Бахчисарайского района Республики Крым, которая давая оспариваемое согласие на проведение торгов на право заключения договоров аренды, действовало в рамках полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Довод жалобы общества со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П (далее - Постановление КС РФ N 26-П) по делу о проверке конституционности положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2.1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" не может быть принят, поскольку основания возникновения, изменения, прекращения права собственности регулируются гражданским, а не административным законодательством, и, соответственно, возникающие споры о принадлежности права собственности подлежат рассмотрению в порядке искового производства, по правилам, установленным соответствующим разделом АПК РФ. При этом, защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, под которыми понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых, производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется лицом, обращающимся в суд за судебной защитой, однако избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В данном случае у судов не имелось достаточных оснований считать, что Бахчисарайское районное потребительское общество обладало правами собственника на спорное имущество, которые бы препятствовали распоряжению этим имуществом со стороны Совета Министров Республики Крым, а затем и Администрации муниципального образования.
При изложенных обстоятельствах, суд округа приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, не имеется. Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А83-19064/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод жалобы общества со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П (далее - Постановление КС РФ N 26-П) по делу о проверке конституционности положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2.1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" не может быть принят, поскольку основания возникновения, изменения, прекращения права собственности регулируются гражданским, а не административным законодательством, и, соответственно, возникающие споры о принадлежности права собственности подлежат рассмотрению в порядке искового производства, по правилам, установленным соответствующим разделом АПК РФ. При этом, защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, под которыми понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых, производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
...
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2019 г. N Ф10-3261/19 по делу N А83-19064/2017
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3261/19
11.04.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-326/19
26.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19064/17
21.11.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19064/17