г.Калуга |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А09-9388/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от ООО "Трубчевский молочный комбинат" (Брянская область, г.Трубчевск, ул.Новоленинская, д.7): Макеев А.В. - представитель по доверенности от 05.02.2018 серии 32АБ N 1352022;
от Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г.Брянск, ул.7 Линия, д.11): Гребцов М.П. - представитель по доверенности от 14.01.2019 N 1-01-44/357; Кучменко П.В. - представитель по доверенности от 05.09.2019 N 2-01-44/21155; Веремщук О.И. - представитель по доверенности от 18.12.2018 N 1-01-44/28636;
при рассмотрении в открытом судебном заседании кассационной жалобы ООО "Трубчевский молочный комбинат" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 (судьи Тимашкова Е.Н., Большаков Д.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-9388/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трубчевский молочный комбинат" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, ответчик) о признании незаконными действий по проведению плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения от 30.07.2018 N 2-797-р, и предписания от 24.08.2018 N 797 (с учетом уточнений принятых к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2018 заявление ООО "Трубчевский молочный комбинат" удовлетворено, суд признал незаконными действия Приокского Управления Ростехнадзора по проведению плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения N 2- 797-р от 30.07.2018, и предписание N 797 от 24.08.2018 и взыскал с ответчика в пользу заявителя 6 000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 решение Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2018 отменено, заявление общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением ООО "Трубчевский молочный комбинат" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции указав, что со дня окончания проведения плановой проверки, назначенной распоряжением от 2013, ко дню начала плановой проверки, назначенной распоряжением от 2015, трехлетний срок, установленный подпунктом "б" пункта 5.1 статьи 16 Закона N 116-ФЗ не истек. Объем проверки назначенной распоряжением N 2-797-р от 30.07.2018 полностью совпадают в части промышленной безопасности и страхования опасных производственных объектов, с объёмом проверки, назначенной распоряжением от 03.03.2017 N 286-р.
Управление в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку в первом случае осуществлялся лицензионный контроль, а во втором контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Судом округа 31.07.2019 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 18.09.2019.
Судом округа, определением от 17.09.2019 для рассмотрения кассационной жалобы ООО "Трубчевский молочный комбинат" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019, произведена замена судьи Калуцких Р.Г. на судью Бессонову Е.В. В связи с чем жалоба слушается с самого начала.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
По материалам дела обществом эксплуатируется опасный производственный объект - сеть газопотребления общества, рег. N А08-62638-0001, III класс опасности, расположенный по адресу: 242220, Брянская область, Трубчевский район, г.Трубчевск, ул.Новоленинская, д.7 (свидетельство о регистрации от 30.09.2014 N А09-62638, лицензия от 29.12.2014 N ВХ-08-005797.
В соответствии с распоряжением заместителя руководителя управления Ермолаева О.А. от 30.07.2018 N 2-797-р в период с 06.08.2018 по 24.08.2018 проведена плановая выездная проверка общества в целях федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и контроля за исполнением владельцем опасного объекта обязанности по обязательному страхованию, в ходе которой выявлены следующие нарушения обязательных требований в деятельности общества - не обеспечена безопасная эксплуатация опасного производственного объекта:
- для выполнения работ по ремонту 2-х паровых котлов ДКВР 2,5 - 13 зав. N 2118, рег. N 12841, зав. N 4878, рег. N 13283 не разработана программа проведения работ и технологическая карта;
- площадка для обслуживания, осмотра, ремонта котла ДКВР 2,5 - 13 рег. N 12841 ст. N 1 не оснащена сплошной обшивкой по низу на высоту не менее 100 мм;
- двери служебных, бытовых, а также вспомогательно-производственных помещений в котельную не открываются в сторону котельной;
- лестница, ведущая на площадку для обслуживания, осмотра, ремонта котла ДКВР 2,5 - 13 рег. N 12841 ст. N 1, в нарушение требований Правил имеет ширину менее 600 мм (400 мм) из-за выступающего на лестницу штуцера с запорной арматурой от технологического трубопровода котельной;
* помимо рабочего освещения в котельной не предусмотрено обязательное аварийное электрическое освещение следующих мест: фронт котлов, а также проходы между котлами, сзади котлов и над котлами; щиты и пульты управления; водоуказательные и измерительные приборы; вентиляторные площадки; дымососные площадки; помещения для баков и деаэраторов; оборудование водоподготовки; площадки и лестницы котлов; насосные помещения;
* в ремонтных журналах не отражаются результаты осмотра котла до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама;
* не обеспечено определение присосов в топку котлов ДКВР 2,5 - 13 зав. N 2118, рег. N 12841, зав. N 4878, рег. N 13283 инструментальным способом не реже одного раза в год, а также до и после ремонта;
* отсутствует график и инструкция по проверке исправности сигнализации и автоматических защит, утвержденные техническим руководителем общества;
* на предприятии не в полном объеме осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, а именно: не обеспечено проведение комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности;
* представленное "Положение о порядке проведения расследования причин инцидентов, технологических отказов, их учета на опасных производственных объектах общества, утвержденное директором, не соответствует требованиям приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480, а именно: в нем имеются ссылки на нормативные документы, отмененные в установленном порядке;
* не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не представлены документы по проверке исправности диэлектрических свойств электроизолирующего фланцевого соединения на наружном надземном газопроводе ОПО - сеть газопотребления общества, адрес: 242220, Брянская обл., г.Трубчевск, Новоленинская, 7;
- не проводятся противоаварийные тренировки, предусмотренные разработанным "Планом мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций", для ОПО - сеть газопотребления общества, адрес: 242220, Брянская обл., г.Трубчевск, Новоленинская, 7.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 24.08.2018 N 797, а также вынесено предписание от 24.08.2018 N 797, согласно которому общество обязано в срок до 24.09.2018 устранить указанные выше нарушения.
Посчитав действия по проведению плановой выездной проверки незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2018 заявление ООО "Трубчевский молочный комбинат" удовлетворено, суд признал незаконными действия Приокского Управления Ростехнадзора по проведению плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения N 2- 797-р от 30.07.2018, и предписание N 797 от 24.08.2018 и взыскал с ответчика в пользу заявителя 6 000 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 решение Арбитражного суда Брянской области от 13.12.2018 отменено, заявление общества оставлено без удовлетворения, поскольку суд пришёл к выводу, что проверки проведённые в 2017 и в 2018 годах являлись различными проверками, так как имели разный объект.
Не согласившись с постановлением ООО "Трубчевский молочный комбинат" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении жалобы с учётом следующего.
Во исполнение Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год было издано распоряжение заместителя руководителя управления от 30.07.2018 N 2-797-р для организации и проведения плановой выездной проверки общества с целью проверки соблюдения юридическим лицом требований в области промышленной безопасности, а также за исполнением владельцем опасного объекта обязанности по обязательному страхованию.
Указанная проверка проводилась согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 16 Закона 116-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 статьи 16 Закона N 116-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 16 Закона N 116-ФЗ определено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5.1 статьи 16 Закона N 116-ФЗ. К оспариваемой проверке, соответственно, относится подпункт "б" пункта 5 статьи 16 Закона N 116-ФЗ, которым установлено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5.1 статьи 16 Закона N 116-ФЗ, не чаще чем один раз в течение трех лет, начиная со дня регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
Из материалов дела следует, что дата регистрации опасного производственного объекта, по которому проводилась проверка, сеть газопотребления общества, III класса опасности, peг. N А08-62638-0001, расположенная по адресу: 242220, Брянская область, Трубчевский район, г.Трубчевск, ул.Новоленинская, д.7, - 30.09.2014.
Таким образом, суд округа поддерживает вывод обжалуемого судебного акта о том, что управлением соблюдена периодичность проведения проверки.
Правовым основанием проверки в 2017 году с целью лицензионного контроля являлась часть 9 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок в 2017 году явилось истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Согласно пункту 2 части 6 данного закона основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Однако согласно части 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд округа поддерживает вывод обжалуемого судебного акта о том, что действующее законодательство содержит различное правовое регулирование начала течения сроков проведения проверок в области лицензионного контроля и в области промышленной безопасности: в первом случае срок исчисляется с момента принятия решения о предоставлении лицензии, во втором с момента регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
Доводы кассационной жалобы о том, что по своему объекту и предмету обе проверки 2017 и 2018 года совпадали, правомерно отклонён судом апелляционной инстанции, поскольку в 2017 году проводилась проверка соответствия общества лицензионным требованиям, а в 2018 году исполнение обществом требований промышленной безопасности в отношении конкретного опасного производственного объекта, принадлежащего обществу.
Статьей 2 Закона N 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Законом N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом плановой (документарной, внеплановой) проверки лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 8 Закона N 99-ФЗ).
Таким образом, проверяя юридическое лицо по вопросу соблюдения лицензионных требований при эксплуатации опасного производственного объекта, управление не могло не проверять, в том числе действия лицензиата на предмет соблюдения требований Закона N 116-ФЗ, поскольку лицензия выдана обществу именно на эксплуатацию опасного производственного объекта.
При осуществлении лицензионного контроля лицензиата - общества в 2017 году (распоряжение от 03.03.2017 N 286-р) выявлены нарушения лицензионных требований к лицензиату, установленных пунктом 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, что зафиксировано в акте проверки должностными лицами управления от 31.03.2017 N 286.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 116-ФЗ под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных Законом N 116-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1 Закона N 116-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 116-ФЗ предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
В акте проверки от 24.08.2018 N 797, составленном по итогам оспариваемой проверки 2018 года отражена необеспеченность безопасной эксплуатации опасного производственного объекта в части, касающейся надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением. Кроме того, обнаружены нарушения при эксплуатации сети газопотребления (копия вышеуказанного акта прилагается).
Также необходимо отметить, частью 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе в пункте 15 указан "федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности", а в пункте 2 - "лицензионный контроль".
По результатам оценки актов проверки 2017 и 2018 года судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что должностными лицами выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности в 2018 году, а в 2017 году - в области лицензионного контроля.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела проведение проверки в 2018 году не являлось нарушением требований части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, проведенные проверки не создали для проверяемого лица чрезмерного административного давления, не направлены на создание препятствий для осуществления обществом предпринимательской деятельности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, для юридических лиц, за подачу кассационной жалобы составляет 1 500 рублей.
В силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей, по платёжному поручению от 17.04.2019 N 1174, подлежит возврату из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Трубчевский молочный комбинат".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 по делу N А09-9388/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трубчевский молочный комбинат" (ИНН3252500670, ОГРН1113256003904, Брянская область, г.Трубчевск, ул.Новоленинская, д.7) из федерального бюджета излишне уплаченную по платёжному поручению от 17.04.2019 N 1174 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.