г.Калуга |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А83-2958/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Власова Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Государственного комитета ветеринарии Республики Крым (295022, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Жени Дерюгиной, д. 5а, ОГРН 1149102017547, ИНН 9102012160) - Сейдаметова А.С., доверенность от 24.05.2019 N 05-35/2-3155, Комирная О.Ю., доверенность от 03.07.2019 N 03-37/2-4003;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: индивидуального предпринимателя Остапенко С.Н. (297600, Республика Крым, г. Белогорск, ул. Гагарина, д. 4, кв.51, ОГРНИП 315910200021780, ИНН 910906109135) - Остапенко А.Н., доверенность от 24.05.2018 (на 3 года);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Остапенко С.Н. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2019 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-2958/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет ветеринарии Республики Крым (далее - комитет ветеринарии, комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Остапенко С.Н. (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и об изъятии из гражданского оборота и уничтожении контрафактных (незарегистрированных) и недоброкачественных лекарственных средств.
Решением суда от 17.05.2019 предприниматель привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., арестованные и изъятые контрафактные (незарегистрированные) и недоброкачественные ветеринарные препараты направлены на уничтожение.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления комитета отказать, ссылаясь на нарушение комитетом процедуры проведения проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
В отзыве на жалобу комитет просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, представители комитета поддержали доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей предпринимателя и комитета, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение приказа Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от 05.02.2019 N 86 "О проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка фармацевтической продукции (лекарственных средств для ветеринарного применения) на территории Республики Крым" в период с 5 по 28 февраля 2019 г. работниками комитета проведено информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка фармацевтической продукции в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на территории Республики Крым в соответствии с планом выездов.
При проведении указанного мероприятия 20.02.2019 по адресу: Республика Крым, Белогорский район, г. Белогорск, ул. Симферопольская, 43а, где расположена ветеринарная аптека, в которой осуществляет деятельность предприниматель, установлено, что предприниматель осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения при отсутствии лицензии на фармацевтическую деятельность, что подтверждается наличием вывески "ветеринарная аптека"; лекарственные препараты находятся на торговых стеллажах и витринах в свободном доступе для покупателей (т.1 л.д.87, 88); установлен факт реализации и хранения лекарственных препаратов ветеринарного применения, не занесенных в официальный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения - не зарегистрированы на территории Российской Федерации (контрафактные). Указанные препараты не содержат полной информации согласно требованиям к маркировке и упаковке (отсутствие на упаковке на русском языке надписи: "для ветеринарного применения", номера регистрационного удостоверения, отсутствие штрихового кода). Установлен факт реализации и хранения лекарственных препаратов с нарушением целостности упаковки (упаковки вскрыты, блистеры разрезаны), без потребительской (вторичной) упаковки, что подтверждается наличием препаратов без упаковки в блистерах, со вскрытой упаковкой, продажа лекарственных препаратов по 1 таблетке из цельной упаковки, отсутствием наименования лекарственного препарата, номера серии, даты выпуска, номера регистрационного удостоверения, срока годности, способа применения, дозировки, объема, активности в единицах действия лекарственной формы, условий хранения, надписи: "для ветеринарного применения", штрихового кода. Установлен факт реализации (находятся на витрине в общем доступе для покупателей, а не в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне) недоброкачественных лекарственных препаратов с нарушением требований хранения лекарственных средств, установленных производителем, лекарственных препаратов для ветеринарного применения с истекшим сроком годности.
Указанные нарушения зафиксированы в справке о проведении информационно-аналитического наблюдения от 20.02.2019 (т.1 л.д.11).
В связи с тем, что был обнаружен факт совершения предпринимателем административного правонарушения, должностными лицами комитета ветеринарии был проведен осмотр территории, помещений и находящихся в них вещей и документов, о чем составлен протокол осмотра от 20.02.2019 N 07-025. Осмотр проведен в присутствии предпринимателя и двух понятых (т.1 л.д.24).
Обнаруженная фармацевтическая продукция изъята из незаконного оборота на основании протокола изъятия от 20.02.2019 N 07-025, на нее наложен арест, о чем составлен протокол ареста от 20.02.2019 N 07-025. Арестованное имущество передано на ответственное хранение предпринимателю (т.1 л.д.56, 95).
В тот же день, 20.02.2019 предпринимателю выдано уведомление о необходимости явки 21.02.2019 к 15-00 час. в комитет ветеринарии по адресу: г.Симферополь, ул.Ж.Дерюгиной, 5 а, для составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.130).
21 февраля 2019 г. в присутствии предпринимателя и её представителя, действующего по доверенности, был составлен протокол об административном правонарушении, которым в действиях предпринимателя, допустившей реализацию и хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения, не занесенных в официальный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения (контрафактных), реализацию и хранение лекарственных препаратов с нарушением целостности упаковки, без потребительской вторичной упаковки, реализацию недоброкачественных лекарственных препаратов с нарушением требований по хранению, с истекшим сроком годности усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 23.1 КоАП РФ комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Установив в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, что порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности не нарушен, срок привлечения не пропущен, суд первой инстанции привлек предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., изъятые и арестованные контрафактные и недоброкачественные ветеринарные препараты направлены на уничтожение.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции, в том числе процессам хранения, реализации продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью, в том числе животных.
Согласно пунктам 37, 38, 39 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе; недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа; контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 46 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз; на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Частью 11 статьи 46 Закона N 61-ФЗ предусмотрено, что на первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных средств для ветеринарного применения должна наноситься надпись: "Для ветеринарного применения".
В силу статьи 57 Закона N 61-ФЗ, продажа фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств запрещается.
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных административным органом доказательств, в том числе: справкой о проведении информационно-аналитического наблюдения от 20.02.2019, протоколом осмотра от 20.02.2019 N 07-025, протоколом об административном правонарушении от 21.02.2019 N 07-025/1.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Срок привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущен, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Административный штраф назначен предпринимателю в минимальном размере, установленным санкцией части 2 статьи 14.43. КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что был нарушен порядок проведения проверки, предусмотренный Законом N 294-ФЗ, и что только после проведения проверки возможно возбуждение дела об административном правонарушении, не заслуживают внимания.
Как указано выше, должностными лицами комитета ветеринарии проводилось информационно-аналитическое наблюдение, а поэтому применение положений Закона N 294-ФЗ, регламентирующих проведение проверки, не требуется.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
То есть, для возбуждения дела об административном правонарушении не всегда обязательно проведение проверки.
Факт того, что на первом листе протокола об административном правонарушении, выданном предпринимателю после составления протокола, не была проставлена дата и время совершения правонарушения, а в экземпляре, представленном комитетом ветеринарии, дата и время проставлены (т.1 л.д.13, т.2 л.д.18), в рассматриваемом случае не свидетельствует о грубом нарушении порядка привлечения к административной ответственности, влекущем отказ в привлечении к административной ответственности, так как дату и время совершения правонарушения возможно установить и по другим составленным документам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Как следует из материалов дела, информационно-аналитическое наблюдение в отношении ветеринарной аптеки, расположенной по адресу: Республика Крым, г.Белогорск, ул.Симферопольская, 43а, проводилось только 20.02.2019, что подтверждается протоколами осмотра и изъятия (т.1 л.д.24, 56). Согласно протоколу осмотра проведение осмотра начато в 11-00 час (т.1 л.д.24).
Таким образом, факт совершения предпринимателем правонарушения 20.02.2019 в 11-00 час. подтверждается и другими документами, помимо протокола об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении были использованы данные и протокола осмотра от 20.02.2019.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А83-2958/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.