г.Калуга |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А83-2959/2019 |
Резолютивнач часть постановления составлена 24.09.2019.
постановление изготорвлено в полном объеме 25.09.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: Государственного комитета ветеринарии Республики Крым (295022, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Жени Дерюгиной, д. 5а, ОГРН 1149102017547, ИНН 9102012160) - не явились;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: индивидуального предпринимателя Остапенко С.Н. (297600, Республика Крым, г. Белогорск, ул. Гагарина, д. 4, кв.51, ОГРНИП 315910200021780, ИНН 910906109135) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Остапенко С.Н. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2019 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 (судьи Градова О.Г., Карев А.Ю., Малышева И.А.) по делу N А83-2959/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет ветеринарии Республики Крым (далее - комитет ветеринарии, комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Остапенко Снежаны Николаевны (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за осуществление фармацевтической деятельности (хранение и реализация лекарственных препаратов для ветеринарного применения) без обязательного специального разрешения (лицензии) на такую деятельность.
Решением суда предприниматель привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении заявления комитета ветеринарии отказать, ссылаясь на неправильную квалификацию действий предпринимателя по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а также на нарушение процедуры проведения проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на жалобу комитет просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение приказа Государственного комитета ветеринарии Республики Крым от 05.02.2019 N 86 "О проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка фармацевтической продукции (лекарственных средств для ветеринарного применения) на территории Республики Крым" в период с 5 по 28 февраля 2019 г. работниками комитета проведено информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка фармацевтической продукции в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на территории Республики Крым в соответствии с планом выездов.
При проведении указанного мероприятия 20.02.2019 по адресу: Республика Крым, Белогорский район, г. Белогорск, ул. Симферопольская, 43а, где расположена ветеринарная аптека, в которой осуществляет деятельность по хранению и реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения предприниматель, установлено, что предприниматель осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства в сфере оборота лекарственных средств (лекарственные препараты находятся на торговых стеллажах и витринах в свободном доступе для покупателей, хранятся и реализуются препараты с нарушением целостности упаковки, без потребительской (второй) упаковки - упаковки вскрыты, блистеры таблеток разрезаны и др.), в том числе осуществляет хранение и реализацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения при отсутствии специального разрешения (лицензии) на фармацевтическую деятельность, что подтверждается фотоматериалами (наличие вывески "ветеринарная аптека").
Указанные нарушения зафиксированы в справке о проведении информационно-аналитического наблюдения от 20.02.2019 (т.1 л.д.18).
В связи с тем, что был обнаружен факт совершения предпринимателем административного правонарушения, должностными лицами комитета ветеринарии проведен осмотр территории, помещений и находящихся в них вещей и документов, о чем составлен протокол осмотра от 20.02.2019 N 07-025. Осмотр проведен в присутствии предпринимателя и двух понятых (т.1 л.д.45).
Обнаруженная фармацевтическая продукция изъята из незаконного оборота на основании протокола изъятия от 20.02.2019 N 07-025, на нее наложен арест, о чем составлен протокол ареста от 20.02.2019 N 07-025 (т.1 л.д.86, 120).
В тот же день, 20.02.2019 в присутствии предпринимателя составлен протокол N 07-025 об административном правонарушении, которым в действиях предпринимателя, допустившей осуществление деятельности по хранению и реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии), усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (т.1 л.д.20).
В соответствии с требованиями статьи 23.1 КоАП РФ комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Установив в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности не нарушен, срок привлечения не пропущен, суд первой инстанции привлек предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 руб. без конфискации имущества (лекарственные препараты арестованы и изъяты в рамках дела о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, направлены на уничтожение решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2019 по делу А83-2958/2019).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По части 2 статьи 14.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 1 статьи 52, частью 1 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) установлено, что осуществление фармацевтической деятельности, в том числе ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями возможно при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ к фармацевтической деятельности относится, в том числе деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов.
Согласно разделу II Приложения к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", лицензированию подлежит деятельность по хранению, перевозке лекарственных средств, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, розничной торговле лекарственными препаратами для ветеринарного применения, отпуску лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности предпринимателя является - деятельность ветеринарии, дополнительным - торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах; лицензий на фармацевтическую деятельность предприниматель не имеет.
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных административным органом доказательств, в том числе справкой о проведении информационно-аналитического наблюдения от 20.02.2019, протоколом осмотра от 20.02.2019 N 07-025, протоколом об административном правонарушении от 20.02.2019 N 07-025.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Срок привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущен, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Административный штраф назначен предпринимателю в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что был нарушен порядок проведения проверки, предусмотренный Законом N 294-ФЗ, и что только после проведения проверки возможно возбуждение дела об административном правонарушении, не заслуживают внимания.
Как указано выше, должностными лицами комитета ветеринарии проводилось информационно-аналитическое наблюдение, а поэтому применение положений Закона N 294-ФЗ, регламентирующих проведение проверки, не требуется.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
То есть, для возбуждения дела об административном правонарушении не всегда обязательно проведение проверки.
Доводы кассационной жалобы о неправильной квалификации действий предпринимателя по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и о необходимости квалификации действий по осуществлению деятельности по хранению и реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения без лицензии на право осуществления указанных видов деятельности по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ несостоятельны.
Факт хранения предпринимателем лекарственных препаратов для ветеринарного применения в отсутствие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичную позицию высказал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 06.12.2017 N 308-АД17-13826.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А83-2959/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
...
Доводы кассационной жалобы о неправильной квалификации действий предпринимателя по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и о необходимости квалификации действий по осуществлению деятельности по хранению и реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения без лицензии на право осуществления указанных видов деятельности по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ несостоятельны.
Факт хранения предпринимателем лекарственных препаратов для ветеринарного применения в отсутствие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичную позицию высказал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 06.12.2017 N 308-АД17-13826."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 сентября 2019 г. N Ф10-4231/19 по делу N А83-2959/2019