г.Калуга |
|
1 октября 2019 г. |
Дело N А68-10656/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Егоровой С.Г. Серокуровой У.В. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца ООО "Группа компаний юридического и энергетического консалтинга "Юрэнерго" |
|
Конончука С.Г.(доверенность от 21.08.2019 N 70), |
||
от ответчика Комитета Тульской области по тарифам
|
|
Подосенова А.А. (доверенность от 10.01.2019 N 40-01-11/13), Маловинского Е.В. (доверенность от 10.01.2019 N 40-01-11/18), Филимоновой И.В. (доверенность от 19.08.2019 N 40-01-11/1913), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Юрэнерго" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019 по делу N А68-10656/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний юридического и энергетического консалтинга "Юрэнерго" (далее - истец, ООО "ГК "Юрэнерго") обратилось с исковым заявлением к Комитету Тульской области по тарифам (далее - ответчик, Комитет по тарифам) о признании недействительным решения государственного заказчика от 13.08.2018 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 18.05.2018 N К-Г-0015-18.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.02.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ГК "Юрэнерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их изменить в части признания законным решения Комитета от 13.08.2018 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N К-Г-0015-18 от 18.05.2018 по основаниям, предусматривающим нарушение ООО "ГК "Юрэнерго" сроков и качества оказания услуг по указанному контракту.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о пропуске исполнителем срока оказания услуги, предусмотренной пунктом 4.4.2 технического задания к контракту, указывая, что контракт и техническое задание к нему не содержат требований о предоставлении заказчику отдельного экспертного заключения по указанному пункту. Поясняет, что предусмотренная пунктом 4.4.2 технического задания услуга является промежуточной и входит в совокупный состав всех отчетных услуг в пределах срока действия контракта, который установлен не позднее 15.12.2018.
Кроме того, как указал заявитель жалобы, судом неверно истолкован пункт 4.4.2 технического задания к контракту в части срока оказания услуги до 15.07.2018, отметив, что пункт 16 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, такой срок установлен не для исполнителя, а для Госзаказчика.
Заявитель также считает необоснованным вывод суда о некачественном выполнении истцом услуги, предусмотренной пунктом 4.4.2 технического задания, отмечая, что результат указанной услуги был использован комитетом при передаче документов в ФАС России; надлежащее выполнение подтверждено заключениями специалистов в области тарифообразования от 26.11.2018 и от 28.12.2018. Указывает, что непринятие судом в качестве доказательств указанных заключений не позволило истцу заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Комитет по тарифам в письменном отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласился, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Как указал ответчик, истец допустил просрочку при формировании предельных уровней тарифов на услугу по передаче по электрическим сетям Тульской области, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в соответствии с пунктом 4.4.2 технического задания. Сообщает, что ни один из трех вариантов расчетов предельных уровней тарифов не мог быть использован Комитетом по тарифам для направления предложений по установлению тарифов в Федеральную антимонопольную службу по причине наличия в них ошибок, а окончательный вариант отчета после устранения замечаний заказчика был направлен исполнителем по истечении предусмотренного законодательством срока (пункт 16 Правил N 1178). В связи с этим Комитетом по тарифам были самостоятельно сформированы предложения по предельным уровням тарифов и направлены в ФАС России в установленный срок.
Ответчик также указал, что право заказчика в одностороннем порядке отказаться от его исполнения предусмотрено условиями контракта.
Кроме того, в дополнении к отзыву на кассационную жалобу ответчик также ссылается на то, что согласно пункту 4.5.20 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) истец должен был направить отчет по пункту 4.4.2 в печатном и в электронном виде. Электронный документ поступил в Комитет по тарифам 13.07.2018, а в печатном 23.07.2018, то есть с нарушением установленного контрактом срока. При этом ответчик отметил, что местом исполнения обязательства согласно пункту 3.3 контракта является местонахождение Комитета - г.Тула, пр.Ленина, д.2.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты изменению и отмене не подлежат исходя из следующего.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, по результатам осуществления закупки путем открытого конкурса (протокол оценки и сопоставления заявок от 18.04.2018 N 0366200035618000541) 18.05.2018 между комитетом (государственный заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт N К-Г-0015-18, предметом которого является оказание услуги по экспертизе материалов, представленных для формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по Тульской области, расчету котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии (мощности) Тульской области, тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей Тульской области, и расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков Тульской области (далее - услуги) и своевременно сдать результаты государственному заказчику, а последний обязался принять и оплатить оказанные услуги.
Требования к оказанию услуг определяются Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта (приложение N 1 к контракту) (пункт 1.2 контракта).
Согласно пунктам 3.1 - 3.3 контракта срок оказания услуг: с момента заключения контракта и до 15.12.2018 (включительно). Итоги выполнения каждой услуги, отраженной в пункте 1 технического задания (приложение N 1 к контракту), необходимо предоставлять отдельными экспертными заключениями с учетом сроков, предусмотренных действующим законодательством, но не позднее 15.12.2018. На момент подписания контракта срок, указанный в пункте 3.1 контракта, является исходным для применения имущественных санкций в случаях нарушения сроков оказания услуг. Государственный заказчик не устанавливает требований к месту оказания услуг. Результаты оказанных услуг должны быть доставлены по адресу: 300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2.
Согласно пункту 12.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 14 контракта стороны согласовали возможность электронного документооборота при исполнении контракта.
Сроки, наименование и объем оказываемых услуг определены сторонами в техническом задании (приложение N 1 к контракту, т. 7, л.д. 36).
Согласно пункту 4.1 технического задания к контракту основанием для оказания услуг являются требования постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
В пункте 4.3 технического задания к контракту содержится перечень нормативных правовых документов, с учетом требований которых должны быть оказаны услуги.
В соответствии с пунктом 4.4.2 технического задания, находящего в разделе "Содержание и требования к составу и результатам оказываемых услуг", исполнитель, в частности, оказывает услуги по формированию предельных уровней тарифов на услугу по передаче электрической энергии по сетям Тульской области, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Пунктом 4.5.20 Технического задания предусмотрено, что результаты предоставляются государственному заказчику в печатном виде в одном экземпляре и в электронном виде.
При оказании услуг по указанному пункту технического задания истец письмами от 29.06.2018, от 02.07.2018, от 04.07.2018, от 05.07.2018, от 06.07.2018, от 09.07.2018, от 11.07.2018, от 13.07.2018, от 17.07.2018, от 19.07.2018 направлял в адрес ответчика соответствующие материалы для рассмотрения, скорректированные расчеты, запросы о предоставлении дополнительной информации, а также мотивированные возражения на полученные от ответчика замечания относительно выполнения пункта 4.4.2 технического задания.
Сопроводительным письмом от 01.08.2018 исполнитель направил Комитету по тарифам акты сдачи-приемки оказанных услуг, в ответ на которые 02.08.2018 получил от комитета мотивированный отказ от приемки результатов оказанных услуг и протокол приемочной комиссии с указанием перечня недостатков.
Ссылаясь на то, что отчет в части формирования предельных уровней тарифов поступил в адрес заказчика 23.07.2018 и это свидетельствует о просрочке исполнения обязательств общества по представлению необходимых документов заказчику в сроки, определенные правилами N 1178 (до 15.07.2018), Комитет по тарифам, руководствуясь пунктом 12.3 контракта, 13.08.2018 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
В тот же день в адрес исполнителя было направлено уведомление о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Полагая, что принятое Комитетом по тарифам решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является необоснованным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 450.1, 782 ГК, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 13 постановления от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении ", суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта обусловлено нарушением исполнителем его существенных условий, выразившихся в несвоевременном представлении исполнителем информации по предельным уровням тарифов на услугу по передаче электрической энергии потребителям, не относящимся к населению (пункт 4.4.2 технического задания с учетом Правил N 1178) (по почте - за пределами установленного законом срока для передачи материалов в ФАС России), право заказчика на принятие этого решения предусмотрено пунктом 12.3 контракта, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта соблюдена.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод соответствующим установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права исходя из следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Анализируя условия заключенного между сторонами контракта, суд пришел к выводу, что по своей правовой природе он является договором возмездного оказания услуг, регулирование которого определено главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, пунктом 12.3 заключенного между сторонами контракта N К-Г-0015-18 заказчику предоставлено право на односторонний отказ от исполнения контракта.
Из оспариваемого решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта следует, что контракт был расторгнут заказчиком ввиду несоблюдения исполнителем сроков предоставления отчета в части выполнения работ по формированию предельных уровней тарифов, выполнение которых предусмотрено пунктом 4.4.2 Технического задания, и который был необходим заказчику для представления в ФАС России в срок до 15 июля 2018 года (пункт 16 Правил N 1178), а поступил в его адрес 23.07.2018, когда актуальность в его получении у заказчика уже отсутствовала.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта требования к оказанию услуг определяются техническим заданием.
Согласно пункту 4.1 технического задания к контракту основанием для оказания услуг являются требования постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 4.4.2 технического задания к контракту исполнитель выполняет работы по формированию предельных уровней тарифов на услугу по передаче электрической энергии по сетям Тульской области, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В пункте 16 Правил N 1178 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную антимонопольную службу предложения об установлении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования (заявление об установлении цен (тарифов) с прилагаемыми обосновывающими материалами).
Заявитель жалобы, настаивая на соблюдении им срока выполнения работ, ссылается на пункт 5 контракта, в котором установлен срок оказания услуг с момента заключения контракта и до 15 декабря 2018 года (включительно).
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, несмотря на установленный контрактом общий срок оказания услуг до 15.12.2018, правовой интерес заказчика в получении услуги по пункту 4.4.2 технического задания заключался в получении необходимого результата к сроку, установленному Правилами N 1178, т.е. не позднее 15.07.2018.
Кроме того, пунктом 4.5.20 Технического задания предусмотрена обязанность исполнителя по предоставлению соответствующих результатов государственному заказчику в печатном и в электронном виде.
В связи с тем, что ООО "ГК "Юрэнерго" были нарушены установленные контрактом сроки, суд обоснованно оценил действия заказчика - Комитета по тарифам как правомерные ввиду утраты заказчиком интереса в продолжении договорных отношений по причине определенной дате.
Кроме того, с учетом диспозитивного характера статьи 316 ГК РФ стороны в пункте 3.3 контракта определили место исполнения обязательств, указав, что результат оказанных услуг должен быть доставлен по адресу: 300041, г.Тула, пр.Ленина, д.2.
Как пояснил представитель ответчика в суде кассационной инстанции самостоятельно сформированные им предложения по предельным уровням тарифов были направлены им в ФАС России до даты получения соответствующей информации от истца
Доводы заявителя жалобы об отказе в назначении по делу судебной экспертизы и вызове специалиста на предмет определения соответствия требованиям законодательства и контракту представленного обществом результата услуг судом во внимание не принимаются, поскольку в первой инстанции такое ходатайство заявлено не было, а суд апелляционной инстанции не усмотрел законных оснований для ее проведения.
Учитывая изложенное, законных оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 14.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019 по делу N А68-10656/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель жалобы, настаивая на соблюдении им срока выполнения работ, ссылается на пункт 5 контракта, в котором установлен срок оказания услуг с момента заключения контракта и до 15 декабря 2018 года (включительно).
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, несмотря на установленный контрактом общий срок оказания услуг до 15.12.2018, правовой интерес заказчика в получении услуги по пункту 4.4.2 технического задания заключался в получении необходимого результата к сроку, установленному Правилами N 1178, т.е. не позднее 15.07.2018.
...
В связи с тем, что ООО "ГК "Юрэнерго" были нарушены установленные контрактом сроки, суд обоснованно оценил действия заказчика - Комитета по тарифам как правомерные ввиду утраты заказчиком интереса в продолжении договорных отношений по причине определенной дате.
Кроме того, с учетом диспозитивного характера статьи 316 ГК РФ стороны в пункте 3.3 контракта определили место исполнения обязательств, указав, что результат оказанных услуг должен быть доставлен по адресу: 300041, г.Тула, пр.Ленина, д.2."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 октября 2019 г. N Ф10-3723/19 по делу N А68-10656/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3723/19
07.05.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2287/19
14.02.2019 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-10656/18
09.10.2018 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-10656/18
05.10.2018 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-10656/18