г.Калуга |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А83-12166/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. Николаевой Н.Н. |
|
|
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о дне и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А83-12166/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ищеев Юрий Анатольевич (далее - ИП Ищеев Ю.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с требованием о признании незаконным бездействия Администрации города Керчи Республики Крым (далее - Администрация города Керчи, администрация), выразившегося в непроведении аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта (N 259 (с 29.11.2018 НТО N 257), закрепленного в схеме размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым; обязании Администрации в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать проведение открытого аукциона на право заключения договора на размещение НТО N 257, закрепленного в схеме размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (в редакции решения 103 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 29.11.2018 N 1502-1/18) (с учетом заявления от 13.12.2018, принятого в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.03.2019, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019, заявление удовлетворено. В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию города Керчи Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ищеева Юрия Анатольевича, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос об организации и проведении аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта N 257, закрепленного в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Не согласившись с состоявшимися решением и постановлением, администрация обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отправить дело на новое рассмотрение.
По-прежнему, администрация указывает, что местным законодательством г.Керчи не предусмотрены конкретные сроки проведения открытых аукционов на право заключения договоров на право размещения НТО, вследствие чего незаконного бездействия не допущено, а также отсутствуют основания возлагать на администрацию выполнение соответствующей обязанности в установленные сроки.
Кроме того, администрация вновь указала, что НТО N 257 (до 29.11.2018 N 259) решением внеочередной 115 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 18.06.2019 N 1636-1/19 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов" был исключен из схемы размещения НТО, в связи с чем решение суда невозможно исполнить.
ИП Ищеев Ю.А. письменным отзывом оспорил доводы кассационной жалобы, одновременно не соглашаясь с избранным судом способом восстановления нарушенного права. Однако, самостоятельной кассационной жалобы на состоявшиеся судебные акты в соответствующей части, предприниматель в суд округа не направлял.
От иных лиц, участвующих в деле, письменные отзывы не поступили.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда округа представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, ИП Ищеев Ю.А. на основании паспорта привязки на временное передвижное сооружение в районе горы Митридат в г. Керчи от 20.06.2013 N 44 (срок действия до 19.06.2018) осуществлял предпринимательскую деятельность по реализации сувенирной продукции в НТО. Место для размещения НТО закреплено в схеме размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденной решением 72 сессии 1 созыва Керченского городского совета от 30.06.2017 N 1161-1/17 "О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23.04.2015 N 357-1/15 "Об утверждении схемы размещения НТО", N 259.
19.06.2018 вследствие истечения срока действия паспорта привязки на временное передвижное сооружение от 20.06.2013 N 44 предприниматель, руководствуясь п. 3 раздела 4 Порядка размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402, обратился в Администрацию с заявлением о возможности размещения НТО N 259, в котором просил орган местного самоуправления уведомить его о соответствии своих намерений требованиям к размещению НТО. Согласно оттиску календарного штемпеля Администрации города Керчи заявление зарегистрировано 25.06.2018.
Администрация о соответствии намерений предпринимателя требованиям к размещению НТО, необходимости участия в конкурентных процедурах, порядке и сроках его проведения ИП Ищеева Ю.А. не проинформировала, письменный отказ относительно реализации таких намерений не представила.
Письмом от 16.07.2018 Администрация уведомила предпринимателя о том, что извещение о проведении открытых аукционов на право заключения договора на размещение НТО будет размещено на официальном сайте Администрации города Керчи.
Более никаких мер принято не было.
Впоследствии Решением 103 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 29.11.2018 N 1502-1/18 схема размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым изложена в новой редакции, согласно которой указанному НТО присвоен новый N 257, тип "киоск", вид реализуемых товаров "товары курортного спроса, сувениры", срок размещения "круглогодично", при этом в графе "порядок предоставления места для размещения НТО" указано "по аукциону".
ИП Ищеев Ю.А., полагая, что бездействие Администрации города Керчи, выразившееся в непроведении аукциона на право заключения договора на право размещения НТО N 259 (с 29.11.2018 НТО N 257), нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, верно применив совокупность положений статей 198-201 АПК РФ, суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регламентированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Частью 3 ст. 3 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Правовое регулирование отношений по размещению НТО на территории Республики Крым, в том числе, в городе Керчи, осуществляется в соответствии с Порядком размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 (далее - Порядок N 402).
В соответствии с пунктом 3 раздела 4 Порядка N 402 заказчик, имеющий намерение установить НТО, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о возможности размещения НТО, в котором указываются: местоположение НТО в соответствии с утвержденной схемой; специализация НТО; реквизиты хозяйствующего субъекта (наименование, Ф.И.О., адрес, контактная информация).
Пунктом 4 раздела 4 Порядка N 402 установлено, что соответствие намерений заказчика требованиям к размещению НТО определяет орган местного самоуправления на протяжении не более десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
Согласно пункту 5 раздела 4 Порядка N 401 о соответствии намерений заказчика требованиям к размещению НТО, необходимости участия в конкурентных процедурах (если место выделяется по конкурсу или аукциону), порядке и сроках его проведения орган местного самоуправления информирует заказчика письменно в течение трех рабочих дней со дня такого определения соответствия намерений, или субъекту хозяйственной деятельности предоставляется аргументированный отказ относительно реализации намерений размещения НТО.
Исходя из совокупности положений в пунктов 6, 6.1, 6.2 раздела 4 Порядка размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований в Республике Крым, в случае когда место для размещения НТО предложено хозяйствующими субъектами, на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" публикуется информация о предстоящем предоставлении права на размещение НТО. Если в течение одного месяца со дня публикации не поступает иных заявок, договор на размещение НТО заключается с субъектом хозяйственной деятельности, подавшим заявление на размещение НТО. Если в течение одного месяца с момента публикации поступили иные заявки, проводятся торги в форме конкурса или аукциона.
С целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют форму проведения торгов (п. 1 раздела 5 Порядка размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований в Республике Крым).
В соответствии с положениями пунктов 3 - 7 раздела 5, разделом 6 Порядка N 402 полномочиями по формированию конкурсной комиссии, проведению торгов в форме конкурса или аукциона, определению их победителя, опубликованию итогов конкурса или аукциона и заключению договора на размещение НТО наделен орган местного самоуправления.
Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым утвержден постановлением Администрации города Керчи от 18.05.2015 N 194/1-п (в соответствующей редакции) (далее - Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещения НТО).
Пунктами 1.1., 1.2 Порядка организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещения НТО установлено, что отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, проводится посредством проведения аукциона после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Из материалов дела следует, что спорный НТО на момент вынесения решения суда был включен в утвержденную органом местного самоуправления схему размещения НТО и в отношении него было принято, но не реализовано, решение о предоставлении права на размещение НТО "по аукциону".
Соответствующие обстоятельства, по обоюдному мнению судов, привели к созданию ситуации правовой неопределенности, в которой процедура рассмотрения вопроса о заключении договора на размещение НТО органом местного самоуправления завершена не была. Одновременно отмечено, что не установление сроков реализации соответствующих процедур самим органом местного самоуправления в принимаемых им нормативных правовых актах не должна приводить к невозможности реализации предоставленных законом прав хозяйствующих субъектов.
В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации города Керчи, не завершившей в установленном порядке процедуру рассмотрения заявления предпринимателя о заключении договора на право размещения нестационарного торгового объекта (N 259 (с 29.11.2018 НТО N 257), закрепленного в схеме размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, противоречит положениям п. п. 4, 5., 6., 6.1., 6.2. Порядка N 402.
Принимая во внимание, что приведенными выше нормами права полномочия по принятию решения о проведении конкурса или аукциона, его проведению и организации отнесены к исключительной компетенции Администрации, данное решение должно быть принято с соблюдением установленной процедуры, суды посчитали соразмерным нарушенному праву способ восстановления посредством возложения на орган местного самоуправления обязанности по рассмотрению вопроса об организации и проведении аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта N 257, закрепленного в действующей схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Самостоятельных доводов относительно избранного способа восстановления нарушенного права (в отрыве от основного тезиса о невозможности исполнения решения по причине исключения НТО из схемы) кассационная жалоба не содержит. Коль скоро, самостоятельной кассационной жалобы на состоявшиеся судебные акты в соответствующей части предприниматель в суд округа не направлял, у коллегии отсутствуют основания для оценки доводов отзыва о ненадлежащем способе защиты нарушенного права, как выходящие за пределы доводов поступившей кассационной жалобы.
При этом получил надлежащую оценку судом апелляционной инстанции довод администрации об исключении НТО N 257 из схемы размещения НТО решением внеочередной 115 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 18.06.2019 N 1636-1/19 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов", как указывающий на незаконность принятого решения и препятствующий исполнению данного решения.
В частности, коллегия посчитала его необоснованным, принимая во внимание, что решение об исключении НТО из схемы размещения НТО принято после вынесения решения судом первой инстанции.
В этой связи последующие действия Администрации не могут влиять на оценку законности и обоснованности судебного акта на дату его вынесения.
Равным образом верно отмечено, что о неисполнимости судебного акта последующие действия Администрации по исключению НТО из схемы размещения также не свидетельствует, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности органа местного самоуправления по завершении рассмотрения заявления предпринимателя и принятию решения по его результатам в установленной процедуре.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 21.08.2019, в силу части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А83-12166/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Крым от 14.03.2019 и постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А83-12166/2018, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 21.08.2019.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регламентированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Частью 3 ст. 3 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 октября 2019 г. N Ф10-4395/19 по делу N А83-12166/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4395/19
08.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1439/19
09.04.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1439/19
14.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-12166/18